Заглянуть в завтрашний день

Только самые современные технологии и оборудование позволяют конкурировать с импортными производителями...

Только самые современные технологии и оборудование позволяют конкурировать с импортными производителями

История есть у народов, государств, культур, религий… Есть она и у промышленности. И во многих странах компании с длинной и славной биографией фактически перестают быть просто производственными активами, а становятся национальным достоянием. Ибо их торговые марки прославляют страну. Иногда на весь мир. Франция не была бы столь манящей без своих знаменитых сыров, Германия — без автомобилей, Италия — без брендов высокой моды и художественной мебели. Блеск Америки померк бы без «Coca-Cola» и «McDonalds». Многие исторические компании переживали взлеты и падения, большинство из них — полностью частные или публичные, но государство всегда их поддерживает, ибо их торговые марки являются фактически национальным достоянием. В Беларуси тоже есть знаковые производства, со своей историей и легендами. Например, ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» уже 152 года выпускает свою профильную продукцию. Мировые киты индустрии еще только зарождались, а белорусское предприятие, основанное купцами Шерешевскими, уже получало медали на престижных международных выставках, являлось поставщиком императорского двора. Заслужить высокий международный статус в позапрошлом веке белорусским промышленникам удалось благодаря инновационному мышлению. Они одними из первых в регионе стали использовать паровые машины, механические станки, первыми из предпринимателей обзавелись телефоном, открыли школу профессионального мастерства для рабочих. Традиции прошли сквозь века, и сегодня ОАО «ГТФ «Неман» является одной из лучших профильных производственных площадок в Европе. А его продукция не раз заслуживала высоких оценок маститых международных экспертов и является конкурентоспособной на глобальном рынке.

Чем-то удивить международный рынок нынче почти невозможно. Все продуктовые ниши изучены до мелочей, принципиально новые продукты изобрести практически невозможно. Причем производственные мощности по многим товарным позициям в 2—3 раза превышают реальные потребности мирового рынка. Покупатели перегружены разнообразной информацией, поэтому эффективность агрессивного маркетинга и тотальной рекламы снижается. Исторически мировая промышленность вошла в период, когда краеугольным камнем конкурентоспособности продукции являются инновации в использовании управленческих технологий в совокупности с современным оборудованием. По такому пути последние восемь лет и развивается ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман».

— Проводя модернизацию производства, сразу сделали акцент на приобретении самых современных линий ведущих мировых компаний, — объясняет политику предприятия генеральный директор ОАО «ГТФ «Неман» Юрий Чернышев. — Наши специалисты постоянно посещают профильные выставки, изучают все ноу-хау, оценивают их эффективность, рассчитывают окупаемость. Исходя из этой информации и составляется подробное техническое задание при закупке нового оборудования, функционал которого полностью отвечает потребностям фабрики и приносит наибольшую экономическую отдачу.

Надо отметить, что современные линии иногда комплектуются опциями, которые совершенно бесполезны, хотя и являются инновационными. Например, базовые технологические линии оснащаются узлами, которые позволяют в каждую упаковку продукции вкладывать стикер. Эта дополнительная функция увеличивает стоимость машины на 100—200 тысяч евро, но на практике ее использовать нельзя: белорусское законодательство запрещает такую рекламу, как и проведение различных рекламных игр. Зато агрегат по нанесению микроперфорации на продукцию — несколько рядов микроскопических отверстий — позволяет значительно экономить валюту на приобретении сырья.

— Семь лет назад наши специалисты прорабатывали возможность приобретения бывших в употреблении и восстановленных машин, — говорит Юрий Чернышев. — Так поступали и поступают многие производители в СНГ и Восточной Европе. Действительно, такое оборудование стоит значительно дешевле новых линий. Но экономические расчеты и анализ опыта работы коллег показали: снижение инвестиционной составляющей ведет к значительному росту эксплуатационных издержек, а также увеличению себестоимости единицы продукции, в том числе и ее валютной составляющей. Линии прошлого десятилетия более энергоемкие, чаще ломаются, что приводит к дополнительным простоям и экономическим потерям, увеличивается количество брака, повышается расход сырья и комплектующих на единицу продукции… В результате экономия на оборудовании оборачивается значительным ростом себестоимости продукции, снижением ее рентабельности и ценовой конкурентоспособности на рынке, в несколько раз увеличивается окупаемость инвестиций. Современные линии, которые сегодня закупает фабрика и которые 8—10 лет физически и морально не устареют, окупаются за 9—12 месяцев.

Поэтому на Гродненской табачной фабрике 8 лет назад разработали план модернизации, исходя из которого предприятие должно оснащаться самыми современными технологиями и оборудованием, чтобы его продукция была конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на глобальном рынке. План технического перевооружения производства был одобрен главой государства, правительством, концерном «Белгоспищепром», Гродненским облисполкомом. Задача в середине 2000-х перед предприятием стояла серьезная: освоить выпуск широкой номенклатуры продукции, чтобы уменьшить долю зарубежных профильных товаров. И благодаря перманентной модернизации производства гродненское предприятие стало одним из немногих в Беларуси, которое за пять лет полностью выполнило программу по импортозамещению.

Если в 2005 году на долю иностранной продукции приходилось до 20 % продаж на внутреннем рынке и, по оценкам экспертов, приблизительно столько же завозилось по «серым» схемам, то уже в 2010 году зарубежные поставки не превышали 2 %, а «теневые» продажи были искоренены полностью. Фабрике удалось насытить белорусскую легальную торговлю качественной и конкурентоспособной продукцией, поэтому для ее контрабанды исчезли объективные предпосылки.

Юрий Чернышев уверен: чтобы предприятие могло успешно и динамично развиваться, уверенно чувствовать себя на рынке, необходимо рассматривать проблему конкурентоспособности в глобальном масштабе. Если местные производители не смогут удовлетворять потребительский спрос, то сразу возникнут стимулы для «серых» поставок. Поэтому фабрика сегодня освоила выпуск практически всех видов продукции. Причем она конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешних рынках

— До прошлого года предприятие объективно не могло серьезно заниматься экспортом, — утверждает Юрий Чернышев. — Основной нашей задачей было насытить растущий спрос на внутреннем рынке. И серьезные поставки за рубеж могли создать дефицит продукции в отечественной торговле.

Угроза пустых полок была особенно актуальна в 2011 году, когда некоторые производители и поставщики неоднократно прекращали отгрузки. Фактически были месяцы, когда ГТФ приходилось в одиночку «вытягивать» внутренний рынок. Тогда предприятие работало в круглосуточном режиме, резко увеличив объемы производства на 30 %. Результат почти фантастический, как отметили международные эксперты. Оперативно среагировать на повышенный спрос как раз и удалось за счет современного, высокопроизводительного оборудования, которое выпускает 10 тысяч единиц продукции в минуту, а также благодаря внедрению современных управленческих технологий и инноваций в организацию труда. Новаторские решения в производственной логистике позволили фабрике максимально эффективно задействовать линии: на предприятии коэффициент использования оборудования на 25—30 % выше, чем на иностранных фабриках, входящих в структуру транснациональных корпораций.

Именно максимальная автоматизация труда и снижение издержек позволили ГТФ значительно снизить себестоимость продукции. В том числе и валютную составляющую. Ежегодно предприятие уменьшает на 5—6 % расходы основного сырья на единицу продукции. Долгосрочные контракты с мировыми компаниями-производителями позволяют получать наиболее выгодные финансовые условия поставки сырья. На его закупках в 2009—2012 годах было сэкономлено около $ 20 млн. Фабрика максимально использует возможности для кооперации с другими предприятиями: упаковка, полиграфическая печать, термоусадочная пленка приобретаются в Беларуси. Освоен выпуск некоторых комплектующих. В результате только в этом году импортоемкость продукции снизилась с 54,5 % до 45,6 %. Сегодня для производства продукции гродненскому предприятию требуется в 2 раза меньше валюты, чем другим производителям, и в 3 раза меньше, чем для закупки импортных аналогов.

Сейчас ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» развивает экспортные поставки. Благодаря соотношению цена—качество ее продукция пользуется спросом. А ведь прорваться на зарубежные рынки непросто: борьба среди поставщиков идет за десятые цента. За 9 месяцев этого года поставки за рубеж увеличились в 8,1 раза в денежном эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Юрий Чернышев уверен: в перспективе фабрика может выйти на нулевое внешнеторговое сальдо, но для этого необходимо время, чтобы нарастить производственные мощности. Мгновенно увеличить объемы производства невозможно: изготовление нового оборудования длится около 9—12 месяцев, плюс время для его доставки в Беларусь, монтажа, наладки. Главным же приоритетом для фабрики, по мнению ее руководства, должен оставаться внутренний рынок. В ущерб ему развивать экспорт нецелесообразно: место на торговых полках будет мгновенно занято зарубежными брендами. А опыт развития отрасли показал: самым надежным является отечественный производитель со своими торговыми марками. По крайней мере, в непростых условиях он всегда выполняет свои обязательства перед торговлей и потребителями, избегая возникновения серьезных перекосов в розничной торговле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter