Заглянуть в душу

Как воспитать смелого и убежденного бойца?
Как воспитать смелого и убежденного бойца?

Не раз доводилось видеть, насколько неверно представляют свою задачу офицеры, ответственные за идеологическую работу в войсках. Им кажется, что главным делом является составление неких планов, инструкций и наставлений в тиши собственных кабинетов, поэтому таких «идеологов» редко увидишь среди солдат. Вот и выходит неприглядная картина, когда на стрельбище, в курилке или в столовой офицеры находятся исключительно в кругу своих коллег, в то время как солдаты предоставлены сами себе. Такая ситуация должна быть исключена. Место настоящего идеолога — в гуще солдатского коллектива, где он должен быть настолько своим, насколько бывает капеллан — военный священник в некоторых армиях.

Кадры появились, проблемы остались

Главной проблемой идеологической работы одно время считалась нехватка подготовленных кадров. Ведь ни гражданские вузы, ни Военная академия не готовили военных специалистов идеологического профиля, вот и приходилось командирам, не обладающим специальными знаниями и навыками, браться за это дело. Однако это положение начало меняться два года назад, когда на основании Указа Президента «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» структура морально–психологического обеспечения внутренних войск была преобразована в структуру идеологической работы. В 2006 году создается четкая система идеологической работы, где за каждое направление отвечает конкретное должностное лицо. Тогда же были введены должности заместителей командиров по идеологической работе (от соединений и воинских частей до роты включительно), начальников отделений (служб) идеологической работы, начальников служб воспитательной работы и начальников служб информационно–пропагандистской работы. Сегодня назначение на должности заместителей командиров рот по идеологической работе происходит из числа выпускников факультета внутренних войск, которые некоторое время прослужили командирами взводов и проявили при этом склонность к работе с людьми. Ежегодно для офицеров, планируемых к назначению или уже назначенных на эту должность, проводятся курсы усовершенствования офицерского состава. Для назначения на более высокие должности в идеологическом аппарате войск идет подготовка офицеров на командно–штабном факультете Военной академии. Таким образом, во внутренних войсках фактически завершилось формирование так называемой «идеологической вертикали» от управления идеологической работы главного управления командующего до роты включительно. Сложилась и собственная система подготовки идеологических кадров. Но некоторые проблемы, к сожалению, остались. Особенно заметны они на уровне взвод — рота — батальон.

До 50 процентов заместителей по идеологии находятся на своих должностях небольшой срок, до года. Разумеется, за это время, даже при соответствующей подготовке, невозможно по–настоящему организовать работу с людьми. А позже нередко офицер уходит на более высокую должность — как раз в тот момент, едва он начал приобретать практический опыт, разбираться в межличностных отношениях. Служебный рост офицера, конечно, должен приветствоваться, но не в том случае, когда это отзывается ухудшением качества идеологической работы в конкретной части.

Также остаются узкие места в подготовке специалистов. Анализ, недавно проведенный управлением идеологической работы ГУКВВ, показывает, что на факультете внутренних войск, где созданы все условия для подготовки высококвалифицированных военных специалистов, все еще не уделяется должного внимания формированию морально–духовных качеств будущих офицеров. Возьмем для примера систему воспитания в армии США — у командиров там вообще нет заместителей по идеологии. Вся воспитательная работа полностью возложена на командиров. Нагрузка велика, зато и подготовка соответствующая. В любом военном колледже до 80 процентов изучаемых предметов — дисциплины, необходимые хорошему идеологу: риторика, психология, педагогика, основы лидерства и другие. Думаю, и нам следует скорректировать учебные программы в этом направлении.

Красная нить

У офицеров–идеологов во внутренних войсках существует особая специфика, которая не всегда учитывается. Сегодняшний заместитель командира по идеологической работе — это не политрук, не замполит советских времен. Хотя в этих понятиях, безусловно, есть что–то общее, однако сущность работы кардинально изменилась. В настоящее время нет необходимости идеализировать вождей или следовать неким партийным принципам, зато есть острейшая нужда в воспитании гражданина–патриота и воина–профессионала. А разве может быть выполнена эта задача без того, чтобы заглянуть в душу каждого солдата? Офицеры идеологических структур должны не менее 75 процентов своего времени посвящать живой работе с людьми, а не отсиживаться в кабинетах. Красной нитью должна проходить забота о человеке, где бы он ни находился — на вышке при охране объекта, в карауле, на патрульно–постовой службе, или дома, в кругу семьи. Кстати, о последнем моменте следует сказать особо.

В 2006 году завершено комплектование двух бригад охраны объектов военнослужащими–контрактниками. Так вот, анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка показывает, что именно военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, прослужившие во внутренних войсках менее двух лет, допускают наибольшее количество правонарушений. Причем это в основном не воинские преступления, а проступки, совершенные вне службы, когда человек находится в семейном кругу. Исходя из этого факта, и идеологическую работу с этими военнослужащими надо строить несколько иначе, чем с солдатами–срочниками. Следует обращать особое внимание на их индивидуальные психологические качества, круг общения вне службы, семейное положение и обстановку в семье. К слову, по примеру российских внутренних войск мы думаем о создании собственной службы семьи, которая поможет и в идеологической работе, и в решении многих внеслужебных проблем военнослужащих. Также по–особому следует строить работу и с гражданским контингентом, служащим во внутренних войсках, который численно уже составляет около 500 человек.

Надеюсь, начатый мною непростой разговор будет продолжен на страницах «Боевого призыва». Также хочу отметить, что, несмотря на обозначенные здесь отдельные проблемы, внутренние войска продолжают оставаться надежной опорой государства и народа Беларуси, достойно выполняют свои задачи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter