Загляните к нам лет этак через пять

Ведомственная бюрократия мешает реализации важнейших союзных программ

Ведомственная бюрократия мешает реализации важнейших союзных программ


Об ЭТОЙ «напасти» уже давно с большой озабоченностью говорят и в Постоянном Комитете, и в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Проблема, как говорится, назрела и требует оперативного вмешательства. О сложностях ее решения обозреватель «СОЮЗа» побеседовал с Анатолием Локтем, членом Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, депутатом Госдумы РФ.


— Анатолий Евгеньевич, сегодня в Cоюзном государстве работают свыше сорока союзных программ. Благодаря им миллионы людей в России и Беларуси получили новые рабочие места, более того — объединив потенциал двух стран, мы стали выпускать совместную продукцию мирового класса. Наверное, результат был бы еще выше, если бы не многочисленные согласования и утряски нюансов программ в чиновничьих кабинетах?


— Совершенно верно! Чтобы запустить ту или иную союзную программу, требуется посетить десятки таких кабинетов, получить согласования в министерствах и ведомствах аж двух государств! А это, согласитесь, вдвойне тяжело. Я знаю примеры, когда согласование союзной программы затягивалось на пятилетие. При современных ритмах жизни — это огромный и непозволительный срок. В результате что мы имеем?


— Что?


— Пока в министерствах двух государств бумаги проходят свой долгий и тернистый путь, научная или производственная задача, которую требовалось решить, уже либо решена каким–то иным путем и при другом финансировании (порой другими странами — нашими конкурентами), либо вообще почила в бозе. В результате мы вновь и вновь оказываемся в хвосте. Взять, к примеру, программу «Стволовые клетки». Она долгие годы не могла получить финансирование Союзного государства. К счастью, ее инициаторам хватило терпения довести дело до конца, и в бюджете СГ на 2011 год проект отмечен отдельной строкой. Увы, не столь повезло планировавшейся программе «Союзный телевизор». Множество бюрократических порогов не дали возможности ее осуществить. Сегодня эту нишу — поставки комплектующих для сборки телевизоров «Горизонт» и «Витязь» — основательно заняли... китайцы.


— Скажите, существует ли в вашей парламентской комиссии «черный список» министерств, которые наиболее активно (извините за каламбур) тормозят принятие


союзных программ?


— Такого списка мы не составляли, но наиболее долгий путь наши программы вынуждены проделывать в российских Минфине и Минэкономразвития.


— А у белорусов?


— У союзных парламентариев сложилось мнение, что чаще сложности с согласованием программ возникают именно в российских министерствах. Белорусские чиновники рассматривают документы чуточку быстрее. Самое печальное, что огромные усилия тратятся не только на запуск программ, но и на их завершение, на всевозможные, порой, нелепые отчеты, которые требуют чиновники обоих государств.


...В справедливости этих слов депутата Анатолия Локтя обозреватель «СОЮЗа» убедился совсем недавно, присутствуя на совместной коллегии гидрометеорологов России и Беларуси. Специалисты прогнозов погоды в нынешнем году завершают союзную программу по совершенствованию обеспечения населения и отраслей экономики достоверными прогнозами. Работа за несколько лет проделана огромная, но участники коллегии и в частности сопредседатель Исполнительного бюро Союзкомгидромета Иван Скуратович очень озабочены предстоящими непростыми хлопотами прохождения отчетов через рогатки федеральных министерств. Коллегии требуется за короткое время разработать и осуществить обширный план мероприятий «по завершению реализации Союзной программы», включающий составление и последующее утверждение у чиновников циклопического количества бумаг.


— Насколько мне известно, — обращаюсь я вновь к депутату Анатолию Локтю, — на заседании Парламентского Собрания СГ поднималась проблема уменьшения с каждым годом количества заявок на разработку союзных программ?


— Да, одно тянет за собой другое. Во–первых, из–за неповоротливости бюрократической машины скопилась длинная очередь из yнереализованных проектов. Во–вторых, не все ученые и разработчики решаются пройти тот длинный путь запуска союзной программы, о котором мы с вами сегодня говорим. И это очень тревожная тенденция, когда количество заявок на разработку научно–технических программ на средства союзного бюджета с каждым годом уменьшается. Перед нами стоит серьезнейшая задача, которую мы должны в ближайшее время разрешить, чтобы не задушить наши программы, чтобы союзный бюджет стал интересен исполнителям.


— Как же можно повлиять на федеральных чиновников?


— Сейчас, увы, никак. Ни Постоянный Комитет Союзного государства, ни Парламентское Собрание не могут приказывать федеральным чиновникам. Мы вправе лишь просить ускорить тот или иной процесс.


— Тогда каким образом можно усовершенствовать систему принятия союзных программ?


— В Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания уверены: чтобы резко опустить бюрократическую планку, требуется в рамках Союзного государства законодательно принять целый ряд нормативных документов. Процесс принятия программ должен быть разбюрократизирован в самые кратчайшие сроки.


— Что же в таком случае мешает сделать это быстро?


— Понимаете, Союзное государство в настоящее время очень активно продвигается по пути экономической интеграции, но, увы, политические процессы идут с некоторым скрипом. Пока не приняты нужные законы, возникают не только проблемы с утверждением союзных программ, но и множество других. Например, уже давно назрела проблема собственности на интеллектуальные результаты реализации союзных программ. Ведь в результате исследований и разработок, выполненных на деньги Союзного государства, рождается некий конкретный продукт. Кому он должен принадлежать? Это очень серьезный вопрос, поскольку продукт этот имеет свою цену. За примерами не надо далеко ходить. Взять хотя бы суперкомпьютер «СКИФ», создание союзного комбайна, превосходящего по техническим характеристикам зарубежные аналоги, медицинские исследования стволовых клеток, технологию получения человеческого лактоферрина из молока трансгенных коз... Все это реальный продукт, а не гипотетические и аморфные показатели. На первый взгляд все должно принадлежать Союзному государству, поскольку работы им профинансированы Но не так все просто. Вся проблема в том, что для полноценного функционирования Союзного государства требуется принять совместный Конституционный Акт. А его нет. Когда его примут парламентарии двух стран? На этот вопрос, увы, пока никто не может ответить.


Кстати


О проблемах интеллектуальной собственности на продукт, созданный в рамках союзных программ, обозреватель «СОЮЗа» поговорил с Еленой Садчиковой, заместителем директора Института биологии гена РАН, руководителем союзной программы «БелРосТрансген». Вот что она сказала:


— Вопрос интеллектуальной собственности результатов, полученных в рамках союзных программ, очень сложный и до сих пор законодательно не решен. Пока же ученые Союзного государства действуют в рамках законодательств собственных стран. В нашей ситуации полученные данные принадлежат российским разработчикам и государству. Поскольку сегодня власти пытаются вывести науку на рельсы самоокупаемости и инновационного развития, результаты исследований частично передаются в собственность разработчиков с целью дальнейшего их развития уже в рамках других программ.


Александр Бушев


BUSH@RG.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter