БГПУ готовит задел для полного обеспечения молодыми кадрами системы образования Минска

Заглянем в учительскую

На этой неделе Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка принимал участников профильной смены образовательно-оздоровительного центра «Лидер». А это 160 учащихся 10-х педклассов школ и гимназий столицы. Обычное профориентационное мероприятие, подумаете вы. Ни в коем случае. В вузе сегодня активно работают над устранением дефицита молодых специалистов в учреждениях образования Минска и рассчитывают, что День ­БГПУ для старшеклассников столицы поможет решить проблему.


Профильная смена «Педкласс — это класс!» в «Лидере» проводится впервые. Аналогичные смены, к слову, есть и в «Зубренке», но туда приезжают школьники со всей страны, а тут — столичный масштаб, рассказывает начальник Центра развития педагогического образования ­БГПУ Александра Позняк:

— Весной прошлого года на базе нашего университета состоялось совещание с участием руководства Минобразования и города Минска, на котором обсуждались вопросы привлечения на педагогические специальности ­БГПУ мотивированных школьников столицы. Речь шла как о небольшом количестве педагогических классов, так и о недостаточной информационной поддержке профильного обучения. Наш университет получает заявки от города на молодых специалистов, но мы их пока можем удовлетворить только наполовину. Один из путей решения проблемы — появление большего количества высокомотивированных, по-настоящему заинтересованных в педагогической профессии абитуриентов. Организация специальной смены в лагере «Лидер» — одно из решений, принятых на том совещании.
На протяжении трех недель в «Лидере» старшеклассники из педагогических классов не только оздоравливаются, но и погружаются в мир педагогической профессии. В программе — тренинги, мастер-классы, презентации, обучающие и ролевые игры, тематическая лаборатория и прочее.
БГПУ принял самое активное участие в подготовке и проведении смены, ведь от того, насколько удастся увлечь 16-летних ребят, зависят и их выбор профессии, и будущая приемная кампания.

Визит в педуниверситет — один из самых волнительных моментов. Для школьников организовали экскурсию по ­БГПУ, которую провели по шести маршрутам гиды — студенты исторического факультета. Молодые люди осмотрели маятник Фуко и скульптуру «Учительница первая моя», ознакомились с галереями ректоров ­БГПУ и «Асветнiкi зямлi беларускай», побывали в музее, зале редкой книги и ресурсном центре образовательной робототехники, заглянули в спортивный зал и бассейн. Вишенка на торте — встреча с ректором Александром Жуком. Руководитель ответил на вопросы школьников, касающиеся, кстати, не только учебы в ­БГПУ. Молодежь копала глубже — интересовалась, например, может ли любой человек при достаточном уровне знаний стать педагогом. Или — что самое трудное в профессии учителя. Кстати, перед началом встречи Александр Жук признался, что ждет именно такого откровенного разговора: десятиклассники должны хорошо представлять, к какой профессии их готовят, не испытывать иллюзий и начинать целенаправленно готовиться к будущей карьере.
Выпускники педагогических классов в ­БГПУ на хорошем счету. По результатам зимней сессии у студентов, окончивших школу с медалью, средний балл 8,2, у выпускников педклассов — 7,9, у всех остальных студентов — 7,1—7,2.


Говоря о проблемах с кадровым обеспечением отрасли, ректор ­БГПУ подчеркивает, что с появлением педагогических классов многие удалось решить:

— Мы видим, что ребята, которые сознательно выбирают профессию, становятся лучшими студентами. Это наши активисты, участники педотрядов, волонтерского движения, они охотно занимаются наукой. Столица раньше отставала от других регионов в открытии педагогических классов, но в последнее время ситуация изменилась. Сегодня Минск на втором месте по количеству таких классов и учащихся в них. Я уверен, во взаимодействии университета и столичных школ мы ликвидируем дефицит в молодых кадрах.
Проблема, по словам ректора, в том, что ученики педагогических классов из минских школ приходят в ­БГПУ реже, чем представители других регионов. Что поделаешь, в столице много других вузов. Поставлена задача сформировать у выпускников именно столичных профильных классов желание в построении педагогической карьеры.
— Надо работать точечно — и с ребятами, и с их родителями, — считает Александр Жук. — Нужно объяснять плюсы педагогической профессии: стабильная зарплата, хорошие условия труда, продолжительный отпуск в летний период и т.д.

Впрочем, ректор отмечает еще один фактор, способный привлечь школьников в педвуз. Не так давно в Беларуси утверждены новые правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения. В следующем году в силу вступят нормы об увеличении процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки. При этом такая подготовка будет возможна для организаций, расположенных в крупных населенных пунктах, в том числе и в столице.

— Увеличение целевого набора — идея неплохая, — высказывает мнение ректор ­БГПУ. — Ребята будут приходить в вуз и при этом знать, где они будут работать в течение пяти лет после получения диплома. Мы будем ставить вопрос перед Министерством образования, комитетом по образованию Мингорисполкома, чтобы целевые направления по нашему профилю выдавались прежде всего выпускникам педагогических классов.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter