Минское метро глазами горожан, переживших теракт.
Так тихо в столичном метрополитене в час пик не было никогда. Привычный гул людских голосов, смешанный со звуками рекламы, обычно царящий в подземке, исчез. Сегодня скорбную тишину, которую хранят пассажиры, нарушает лишь шум прибывающих электропоездов. Метро в одночасье перестало быть самым популярным видом транспорта, и это несмотря на то, что водителям автобусов и троллейбусов с трудом удается закрывать двери. После понедельника все стало не так, как раньше. Пассажиры не спешат садиться на скамейки на станциях, стараются не прислоняться к столбам, чтобы находиться в зоне обзора видеокамер.
Теракт заставил горожан по-новому взглянуть на самый быстрый способ передвижения в Минске. Корреспондент «НГ» спустился в подземку на возобновившую работу Московскую линию, чтобы узнать, как изменилось поведение пассажиров и чего они до сих пор опасаются.
16 плиток
Шрамами выглядят выбоины на стенах “Октябрьской”. Кое-где отвалилась гранитная плитка, в некоторых местах видна арматура — в холод бросает от одной мысли, каким должен был быть удар, чтобы вырвать целые куски стен. И неподдельный ужас охватывает, когда осознаешь, что удар этот был направлен на людей.
В том месте, где еще в понедельник, в полшестого вечера, стояла скамейка, сейчас лежат новые плиты. Их блеск, выделяющийся на фоне остального “потертого” пола, привлекает внимание: все пассажиры знают, что именно залатано этими шестнадцатью квадратиками гранита. Здесь был эпицентр взрыва.
Большинство людей обходят это место, стараются не наступать на новое покрытие. Еще утром в четверг здесь оставляли цветы неравнодушные жители столицы, кто-то специально с этой целью спускался в метро. “Но здесь не памятник, — говорит молоденький сержант-охранник. — Все цветы мы переносим наверх — к стенду с именами погибших”.
Спокойно только под камерой наблюдения
Буквально все ожидающие прибытия поезда на “Октябрьской” не могут стоять спокойно. Кто-то украдкой поглядывает в сторону “недоброго” пятна гладкого гранита и тут же отводит глаза, а кто-то прикован к нему взглядом. Многие пожилые люди, проходя, крестятся. С разных сторон слышны сказанные в сердцах фразы: одни выдыхают “Господи!”, другие высказываются резко, сквозь зубы: “Сволочи!”.
Тревога, скорбь, суеверие слились в единое чувство, которое не дает присесть на скамейки и на других станциях метро даже старушкам, не разрешает облокотиться на колонны уставшим, отталкивает от дверей вагонов спешащих пассажиров. “Когда я проходила мимо лавочки, поймала себя на мысли: “А вдруг под ней что-то есть? — делится переживаниями минчанка Серафима Николаевна на станции “Парк Челюскинцев”. — И наклонилась даже посмотреть, это как-то неосознанно получилось... Наверное, боль еще свежа. Потом потихоньку привыкнем к нормальному течению жизни. А пока, не отдавая себе отчета, во всем опасность видим. Под лавки смотрим. Я стараюсь находиться на открытых местах, где меня может видеть охрана. Нахожу взглядом камеру, и вроде бы как-то спокойнее становится. Особенно страшно на старых станциях, где стоят большие колонны. Что за ними — никак не разглядеть”...
Внимание!
Теракт заставил по-новому взглянуть на архитектурное решение и дизайн станций Минского метрополитена — с точки зрения безопасности. Раньше никто не задумывался, где могла бы оказаться сумка со взрывчаткой. Сегодня же многие с опаской поглядывают на скамейки. Действительно, какие места в столичной подземке можно назвать “угрожающими”? Мы проехали по обеим линиям метро и попытались их определить. Обращали внимание, где можно незаметно спрятать сумку и что может дополнительно травмировать людей в случае ЧП. Надеемся, на них обратят внимание и те, кто отвечает за нашу безопасность.
Московская линия:
- Столбы-указатели с подсветкой и скамейки с обеих сторон каждого — на станциях “Институт культуры”, “Парк Челюскинцев” (на фото), “Восток”;
- колонны и скамейки между ними на станциях “Площадь Победы”, “Площадь Якуба Коласа”, “Академия наук”, “Московская;
- “Площадь Ленина” — место под гербом в середине станции;
- колонны и скамейки, участок под лестницей, выходящей в коридор-переход на “Купаловскую” и площадка над станцией на “Октябрьской”;
- “Борисовский тракт” — круглые колонны с поручнями посередине платформы, держащаяся на этих колоннах “крыша”, к которой крепятся светильники;
- “Уручье” — круглые колонны с поручнями и сиденьями посередине платформы, навесной потолок, на котором установлены светильники.
Автозаводская линия:
- Круглые колонны и скамейки между ними посередине платформы на станциях “Каменная Горка”, “Кунцевщина”;
- колонны по обе стороны от перрона на станциях “Могилевская”, “Спортивная” (а также скамейки в его середине), “Пушкинская” (а также большие плафоны на колоннах), “Немига” (а также площадка над станцией — где находятся кассы), “Пролетарская” (а также скульптура рабочего);
- столбы-указатели с подсветкой и скамейки на станциях “Фрунзенская”, “Тракторный завод”;
- “Молодежная” — навесная конструкция, на которой держатся светильники; скамейки; место за железными щитами, огораживающими второй, пока не работающий выход;
- “Купаловская” — столбы-указатели с подсветкой, вход в коридор, ведущий к “Октябрьской”;
- “Первомайская” — скамейки по обе стороны от входа;
- “Партизанская” — колонны в середине перрона;
- “Автозаводская” — скамейки в середине перрона.