Загадочный Луценко

Мэтр белорусского театра Борис Луценко отмечает свой юбилей

Мэтр белорусского театра отмечает свой юбилей. Немалый по годам и очень значительный по результатам творчества

Уже третий сезон Борис Луценкко (на снимке) не возглавляет Национальный академический драматический театра им. М. Горького. Он остался в нем очередным режиссером и ставит спектакли «для души», возложив всю ответственность и головную боль по руководству коллективом на молодого коллегу Сергея Ковальчика. К собственному юбилею и празднику актрисы Белы Масумян он выпустил спектакль «Загадочный визит» по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы».

Написанная в 1955 году пьеса была поставлена в большинстве театров Европы и Америки. Автору присудили за нее Мольеровскую премию, и сам знаменитый Питер Брук считал ее очень современным произведением, несмотря на сухость и рассудительность. Через полвека Борис Луценко решил пьесу основательно переписать и обновить современными реалиями. По ходу менялся и рисунок роли главной героини Клары Цаханассьян, которую играет Масумян.

В широко известном классическом варианте пьесы богатая независимая дама приезжает в город своей юности с целью подкупить за миллион долларов обедневших горожан, которые согласятся убить бывшего возлюбленного Альфреда Илла за то, что он когда-то бросил ее беременную. В этой истории Борис Луценко не увидел ничего созвучного времени. Решил ее переакцентировать.

Поначалу у Клары должен быть жесткий взгляд и ледяные интонации. Никаких намеков на душевную ранимость и трепетность. Безграничный эгоцентризм. Она не знает привязанностей и неуправляемых чувств. Трезво и без сожаления воспринимает упреки в жестокости. В шелковом шелесте дыхания слышится утомление вампирши, по-настоящему нуждающейся не в любви, а только в подкреплении сил. Но это актрисе и режиссеру не нравилось. Попали в спектакль и вообще самостоятельные тексты, которые неизвестно как оценил бы швейцарский драматург. Они созвучны современным политическим реалиям. Но автора уже нет с нами, и его мнения не спросишь. Кстати, коллаж из разных пьес и авторов вообще почерк данного режиссера. В его авторских спектаклях редко присутствует увлеченность одним драматургом.

Как утверждал автор, «Клара не олицетворяет справедливости. Она самая богатая в мире женщина, которая получила возможность действовать наподобие героини древнегреческой трагедии, самовластна и жестока, как Медея. Для нее люди — товар, который она покупает».

Такие, как она, не зависят от чьей-то любви или равнодушия. Они стремятся диктовать миру свою волю. Однако же в репетициях не все получалось, не все складывалось. Требовались другие подходы и краски.

Вот что интересно: вольно или невольно в получившемся спектакле существуют два театра, два стиля актерского исполнения. Как и требовал автор — гротескный эксперимент. Обитатели маленького городка играют в фарсовом стиле. Главные герои — Илл и Клара Цаханассьян — в направлении психологического театра. Сочетание разных жанров и стилей поддерживается джазом двадцатых и блюзами пятидесятых годов, основательным сокращением действующих лиц, включением в действие человека от автора. Без него было бы трудно разобраться в причудливом извилистом течении сюжета. Все вместе: инсценировка, режиссура, музыкальное оформление делают спектакль очень современным и любопытным для зрителя.

Сценографическая работа художника Вениамина Маршака растолковывается некоторыми как черный туннель, по которому герои уходят в небытие. Но мне оформление все же напоминает круги ада. Недаром длинный и сюжетно насыщенный спектакль открывает все новые двери смежных комнат, за которыми в финале тупик. Символика круга имеет значение круговорота жизни, временного цикла, божественного начала, а также предметную соотнесенность с колесом Фортуны — колесом Судьбы.

Оба героя «Загадочного визита» проходят свои круги ада — безмерной власти, неразрывного узла, совершенства, вечности. Но круг можно шифровать, как ноль, что заставляет думать о нереализованных потенциальных возможностях. Именно такой нулевой и оказалась их жизнь, в которой было счастье и предательство.

Так вся история старой дамы повернулась в сторону романтической версии, изменился первоначальный финал. Вместо «Визита старой дамы» стал «Загадочный визит». Загадка заключалась в том, что, оказывается, любовь жива и может победить месть. Однако поздно!

С возрастом страсть ушла. Любовь, как оказалось, осталась.

В роли обывателя городка, бывшего возлюбленного Клары, два актера — Александр Суцковер и Руслан Чернецкий. При назначении партнеров долго обсуждались проблемы возраста. Надо было «состарить» Руслана Чернецкого, но так, чтобы постарела не внешность, а внутренняя жизнь в ее мудрости и ощущениях. Его предыдущая работа с Борисом Луценко в спектакле «Эдип» позволила добиться желаемого эффекта. Умный, расчетливый, пересматривающий свою жизнь Илл — Суцковер и красивый беспечный Илл — Чернецкий одинаково убедительны.

Но главное, что лидер белорусской режиссуры снова на высоте. В спектакле сказано больше, чем зритель способен расшифровать. Пусть выберет свое и получит от этого удовольствие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter