Международный фестиваль театров кукол представил программу исключительно для взрослых

Загадочнач кукольная душа

Девятый Международный фестиваль театров кукол представил программу исключительно для взрослых. Кукольники делают театр и без кукол. Это театр объектов, театр авторов-солистов и многие другие.


Художественный руководитель фестиваля Алексей Лелявский давно получает упреки, что в своих спектаклях забросил кукол, заставляет играть актеров, как на драматической сцене. Его примеру следуют и другие кукольники страны. Но это не совсем так. В кукольном театре кукла не игрушка. У нее есть своя философия, зашифрованный текст, который актер пытается донести до зрителя. В мире театра кукол много мистики, хрупкости, непредсказуемости и игры таланта. Предмет может оживать и проявлять человеческие свойства. Живой актер может превратиться в марионетку. Это все тайны искусства.

Огромный интерес зрителей к фестивалю (залы были переполнены) показал, что грани между разными видами театрального искусства стираются, чудо оживления неживой материи действует магически. Артисты, которые вышли из-за ширмы, перестали быть просто исполнителями чужой воли. Они самодостаточны и являются полноценными авторами спектакля. Прежде артист прятался за куклу. Сейчас кукла бывает послушной и молчаливой в его руках.

Беларусь, Россия, Литва, Израиль, Польша, Украина показали четырнадцать спектаклей. Лидировала наша страна, участвовали все государственные кукольные театры. Это была серьезная классика: Жан Лафонтен, Никколо Макиавелли, Антон Чехов, Максим Горький, Андрей Платонов. Отечественная режиссура представлена как опытными мастерами — Алексей Лелявский, Олег Жюгжда, Николай Андреев, Виктор Климчук, так и молодыми — Игорь Казаков, Евгений Карняг, Юрий Диваков.

Высокую планку определил Брестский театр кукол. Он замахнулся на сложную прозу Андрея Платонова, писателя малоизвестного современной молодежи. Все в его рассказах так, казалось бы, далеко от современной действительности, что только может вызвать улыбку. Однако спектакль заставляет сопереживать благодаря тонкой и нежной режиссуре.


Руслан Кудашов, давний друг театра, лауреат многочисленных премий России, уже не в первый раз помогает брестским актерам быть яркими и убедительными. Прекрасны молодые Оксана Чивилева и Константин Криштапович. Иван Герасевич — отличный кукловод и убедительный мастер.

История начала ХХ века. Строительство коммунизма. Увлеченность идеалами труда на благо человечества. И на этом уже позабытом фоне жизни страны — трогательная чистая любовь, желание простого человеческого счастья. Долг и чувство.

А как живут куклы других стран? Спектакль «Зеленое-зеленое яблочко» для детской аудитории — семилетних зрителей — показал театр из Каунаса. Он ничуть не выбивается из взрослой программы фестиваля. Спектакль для родителей с детьми, которым полезно образно рассказать о самоотверженной дружбе, красоте природы, радости открытий. Его мудрая философия — семья, где все улыбаются: мама, папа и между ними мальчишка — маленькое зеленое яблочко.

Театр из Пензы «Кукольный дом» представил спектакль «Убить Кароля», который является лауреатом российской театральной премии «Золотая маска» и еще победителем многих иных фестивалей. Глубокая пьеса польского драматурга Славомира Мрожека о ничтожных людях — мусоре целой эпохи. Прекрасно, что здесь актеры работают с куклами-марионетками. Забытая кукольная техника очень выразительна в руках пензенских кукловодов.

Россия была представлена тремя театрами кукол — Санкт-Петербургским, Краснодарским и Пензенским. Организаторы фестиваля постарались показать самые прогрессивные формы этого вида сценического искусства. Особенно убедительным оказался союз нашего режиссера Алексея Лелявского и питерского театра Karlsson Haus в спектакле «Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу». Совсем недавно за него Лелявский получил российскую «Золотую маску». Успех работы во многом объясняется тем, что Лелявский много работал на разных сценах Европы и в совершенстве владеет новейшими приемами визуализации текста. Здесь же он сам придумал сказку и знал, как она должна выглядеть. С начала своей деятельности режиссер всегда нарушает стереотипы, проповедует парадоксальность взгляда на ситуации, в чем очень преуспел и вызывает бурные споры специалистов кукольного дела. Кто-то считает это особенностью постдраматического театра. На мой взгляд, каждая новая работа Лелявского — это поиск и продвижение своей личной индивидуальной стилистики и современной эстетики.

Кукольный театр — это идеальное пространство для художника и сценографа. Они оформляют сцену и мастерят кукол. Разнообразие визуальных решений продемонстрировал нынешний фестиваль. Кукольный театр — замечательное место для импровизации и яркой выдумки. Талантливому человеку есть где развернуться.

Нынешняя программа фестиваля была полна зрелищ, рассчитанных и на ребенка, и на взрослого, потому что каждый считывал свое содержание. Девятый фестиваль завершился. Впереди десятый — юбилейный.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter