Минск
+1 oC
USD: 2.12
EUR: 2.36

Один из самых маленьких городов Беларуси - Туров - хранит множество загадок и легенд

Загадки туровских «крыжоў»

Один из самых маленьких городов Беларуси хранит множество загадок и легенд. Мистических тайн в его богатейшей истории хватит на несколько мегаполисов. Одни только растущие из земли кресты чего стоят!

КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ



Кирилла Туровского уже при жизни называли Златоустом.
О туровских крестах, приплывших сюда из Киева против течения тысячу лет назад, я слышал еще в детстве. В глубине веков каменные реликвии затерялись. Но в прошлом столетии они вновь чудесным образом объявились в городе. И это уже не мифическая, а реальная история, которую можно потрогать. И хотя мне как человеку современному в мистику верится слабо, как журналисту было бы непростительно оставить без внимания туровский феномен.

Сказано – сделано. Сборы были недолгими. Сел в машину, настроил навигатор и в путь. По дороге обогнал два туристических автобуса. Номера брянские. Интересно, в Туров едут знаменитые сыры попробовать или увидеть загадочное явление, молва о котором давно шагнула за пределы Беларуси?

Древний Туров встречает безмятежностью: компактный, светлый, ухоженный городок, в котором царит не урбанический, а сельский уклад. На центральной площади – огромный собор. Храм современный, посвящен местным святым Кириллу и Лаврентию Туровским. Каменная громада напоминает о другом туровском храме, который девятьсот лет назад стоял возле Замковой горы. Говорят, он ничем по статусу не уступал киевской и полоцкой Софиям.

Первый каменный крест установлен рядом с храмом. Под специальным каменным куполом. Я несколько минут понаблюдал, как люди подходят к кресту: по одному, и будто замирают, прислушиваются к чему-то. Мне даже стало как-то не по себе: солидный мужчина долго молча стоял у креста с закрытыми глазами, будто для него остановилось время.

– Молились или желание загадывали? – спросил, когда он «вернулся» в мир.

– И то и другое. Мы тут уже не первый раз, тянет. Приехали из Жлобина поклониться нашим уникальным крестам – таких ведь больше нигде в мире нет. Дотронешься до него, кажется, что это не камень, а что-то живое. Мысли по-другому начинают течь, словно разговариваешь с ним.


Каменный шатер с крестом – одно из самых посещаемых туристами мест.

ДРЕВНИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Я тоже не удержался, приложил ладони к загадочному камню, попросил о своем личном. Надеюсь, сбудется. Даже не знаю, чего ожидал, но камень действительно был теплым, хотя и стоит крест в тени. Возможно, постаралось жгучее полесское солнце. Обратил внимание, что структура какая-то необычная.

– Словно из бетонного раствора сделан, – будто подслушал мои мысли еще один гость Турова – Александр Шаров, физик из Брянска. – Здесь уже второй раз. С женой приехал. Она верит в чудодейственную силу креста, ну а я скорее изучаю его природу.

– Что именно?

– Ну вот, к примеру, есть смысл научно разобраться: мог ли вообще крест плавать. Сам камень очень странный, пористый. Такое впечатление, что он был не высечен, а отлит по форме из какого-то раствора. Мы, в сущности, вообще очень мало знаем про древние технологии. Возможно, при определенной плотности крест из такого материала может держаться на поверхности воды. К сожалению, в советское время, когда часть камня можно было отправить на анализ, этого не сделали. Сегодня же крест в статусе святыни, отбить от него кусочек для научного анализа станет «актом вандализма».


По красавице Припяти, которая особенно хороша во время весеннего половодья,  и приплыли в Туров знаменитые кресты из Киева. Фото: wikimedia.org

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ


Сын князя


Про возникновение города «Повесть временных лет» рассказывает, что князь Тур пришел из-за моря в эти места и стал править. Возможно, от него и пошло название Туров, а местных жителей стали величать туровцами. Других летописных сведений о князе нет. Зато есть местные легенды. Что вырыл Тур необычный колодец и в нем крестился, а в колодце три дна – медное, серебряное и золотое. Если медное прорвется – Туров затопит, серебряное – Полесье утонет, золотое – начнется новый Всемирный потоп. Поэтому засыпали этот тур-колодец, чтобы никто его не нашел.

Потом Тур с сыном отправился в Киев к князю Владимиру. Но киевляне затребовали христианского юношу в жертву языческим богам. Отец вступился за сына. Бился смело, убил десятки язычников, но сам погиб.

Эта история созвучна киевской легенде про первых-христиан Федора-варяга и его сына Иоанна. Когда князь Владимир увидел их бой с киевлянами, он был сильно впечатлен, сказав, что так можно драться только за истинную веру. Когда же крестил Владимир всех киевлян, на месте крещения возвел Турову божницу в честь мученика. Тела князя и его сына отправили в Туров по Днепру и Припяти, а за ними из Киева против течения и приплыли 12 каменных крестов.

Дочь императора

Была в Турове и своя царевна. Сестра византийского императора Варвара вышла замуж за туровского, а впоследствии киевского князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого. Святополк умер в 1113 году, вместо него на великокняжеский престол сел его двоюродный брат Владимир Мономах. Новый князь не хотел видеть возле себя вдову Святополка и выслал ее «на дожитие» в Туров.

С ней в город прибыло и царское окружение, которое следовало за ней из Византии. Возможно, благодаря царевне город и начал развиваться.

Святыни приплыли против течения



Еще один «киевский» каменный исполин можно увидеть в церкви Всех Святых.
Легенда гласит, что в эпоху крещения Руси князем Владимиром в Туров из Киева приплыли по Днепру и Припяти – против течения – 12 крестов. Когда местные жители вытащили их на берег, вода окрасилась в кровавый цвет. Это было воспринято как знамение. Так язычники-туровцы приняли христианскую веру, а каменных киевских «гостей» установили на речном берегу.

А может, и не было никакого чуда? Привезли киевляне тысячу лет назад кресты на лодках, установили на берегу. Недовольных язычников посекли мечами, остальных перекрестили. Не зря летописцы отмечают, что князь Владимир обращал Русь в новую веру не только крестом, но и мечом. А подробности туровской истории летописцы позже отредактировали, и получилась волшебная легенда.

Хранитель фондов краеведческого музея Сергей Мороз к легендам относится с уважением, но предпочитает факты:

– Сколько крестов было на берегу в позапрошлом столетии, где и сколько времени они стояли, неизвестно. По одной версии, были затоплены давным-давно, по другой – богоборцами сразу после революции. Но в конце 1930-х – в разгар репрессий – два обросших мхом креста речная волна прибила к берегу возле города, где всегда купалась и проводила свободное время летом местная молодежь. Воинствующие атеисты из местного актива пытались их разбить и не смогли. А ночью верующие спрятали кресты в подвале Всесвятской церкви. Сегодня кресты очищены и восстановлены. Один оставили в церкви, второй установили во дворе собора. Паломники в храм идут нескончаемым потоком. Верят, что кресты обладают исцеляющей силой.

Что хранит сланцевый саркофаг?


Мумий в Турове, подобно египетским, нет. Зато есть саркофаги. О былом статусе столицы княжества сегодня в Турове напоминает только фундамент огромного собора – он был разрушен 3 мая 1230 года. Вы можете себе представить на болотистой белорусской равнине сильное землетрясение? А оно было и смело с лица земли туровские соборы и замки.


Саркофаги из сланца встречаются только в регионах Припятского Полесья.

Уже в XI – XII веке в городе золотились под солнцем раннего Средневековья купола 76 церквей и трех монастырей! Трое из шести киевских князей приходили на престол из Турова.

И вот это не легенды. Историю восстановили археологи, которые проводили здесь раскопки. Немало интересных находок хранится в местном музее. Одна из самых уникальных – каменный саркофаг. Сделан он из овручского сланца. Такой когда-то добывали в окрестностях украинского города Овруч. Причем саркофагов нашли несколько. В общем, не Полесье, а Древний Египет.


Ученым по методу Герасимова удалось восстановить облик древней модницы-туровчанки.
В одной из каменных домовин обнаружили женский скелет. Предположительно, княжны, которой от роду было примерно 25 лет. По методу Герасимова ученым удалось восстановить облик древней дреговичанки. Красавица, скажу я вам: большие глаза, четко выраженные скулы, такая и сейчас не затерялась бы в толпе. Многие местные девушки на нее похожи.

С одним из таких захоронений связана еще одна легенда. И касается она знаменитого уроженца здешних мест русского Златоуста Кирилла Туровского. Его Евангелие 1056–1057 годов – самая древняя белорусская книга. В потоке столетий могила святого не сохранилась. Но не зря Туров иногда называют самым мистическим городом Беларуси. Валентина Карась рассказала мне историю, от которой мороз по коже. Тем более разговор был на кладбище, и уже смеркалось:

– В 1909 году на кладбище весной копали могилу. Неожиданно наткнулись на каменный саркофаг, а в нем – останки человека и ткань с золотой нитью. Пока бегали за священником, останки исчезли. От испуга саркофаг опять закопали. А ночью священнику во сне явился Кирилл Туровский, сказал, чтобы тело его не искали. Он следит за городом и охраняет его.

На прощание Валентина Карась еще одно местное предание вспомнила:

– Если будете ночью гулять по Турову и увидите в огородах желтое или зеленое свечение, знайте, это золотые клады дают о себе знать.

Кладоискательскую прогулку оставил на потом: вернусь с друзьями, чтобы не так страшно было ночью гулять по улицам мистического Турова.

Ну а в том, что город этот действительно полон загадок и тайн, довелось убедиться уже дома, когда решил посмотреть отснятые кадры. Начались проблемы с фотоаппаратом. Камера не показала часть кадров, флешка не определилась, «глючил» автофокус. Было от чего вспотеть. Из сотни сделанных снимков сохранилось около десятка.

Вот уж действительно край чудес. Кресты плавают, растут, святые снятся. И фотоаппарат отказал. Но вернуться сюда нужно обязательно: а вдруг повезет с кладом?

«Египетские» страсти на берегах Припяти


Есть еще одно место, куда народная тропа не зарастает: местное Борисоглебское кладбище. Здесь есть два креста, которые буквально растут из-под земли.


Место, где начали расти кресты – знаковое, намоленное.
Здесь когда-то стоял Борисоглебский монастырь.


Раньше без знающего проводника их было сложно найти. Теперь над ними возвели навес, обустроили место для моления. Люди приходят сюда с просьбами, оставляют цветы и деньги. Я понаблюдал за тем, как симпатичная и явно не местная девушка преклонила колено и дотронулась до одного из крестов. Потом мы разговорились. Наталья Петренко приехала сюда из Минска уже во второй раз:

– Прошлой зимой приезжала сюда с экскурсией, и скорее на Туровский завод сыров – такого сыра нигде не попробуешь больше. Чем не Франция? К крестам пошла за остальными, скептически похмыкивая. А пришла к ним, и поразило: крест был теплый, и вокруг него таял снег. Как все, решила загадать желание. Попросила о том, что больше всего мучило и тревожило. Все получилось. Вот теперь в отпуск приехала к кресту с благодарностью и новым желанием. Это действительно место с очень сильной позитивной энергетикой.

Кресты на кладбище мне тоже показались не совсем каменными. Больше похожими на окаменелое дерево или, как говорил физик Шаров, на бетонную форму. Вспомнились статьи про строительство египетских пирамид. Некоторые ученые предполагают, что блоки и монументы египтяне тогда не вытесывали из камня, а отливали. Возможно, древние русичи владели схожим секретом.

Туровчанка Валентина Карась больше тридцати лет водит экскурсии к растущим крестам и разные чудеса видела:

– В советское время мы с моей знакомой мерили кресты линейкой. Они росли и вверх, и вширь, как будто раздувались изнутри. Росли неравномерно: то по несколько миллиметров в год, то могли прибавить и сантиметр, и полтора. Потом на них стали проступать и исчезать разные знаки: распятие, иконы, Богородица. И это видели сотни людей. А к празднованию тысячелетия Крещения Руси большой крест «зацвел». Проступили узоры в виде цветов. Мне иногда кажется, что эти каменные святыни живые.

Сейчас высота главного растущего туровского креста составляет 35 сантиметров, длина крыльев – 35,6 см. В последние годы он практически не растет. Зато его сосед все больше и больше выходит из земли.

Уже несколько лет в городе ходит упорный слух, что на кладбище должен вырасти третий крест: Бог троицу любит!

Само место, где растут кресты, необычное. В XII веке здесь был Борисоглебский монастырь, в котором жил благочестивый преподобный старец Мартин. Как считает историк Сергей Мороз, свет на загадку растущих крестов частично проливает история этой личности:

– Когда праведный монах Мартин серьезно занемог, к нему явились святые Борис и Глеб. Велели попить воды из колодца. Старик не только излечился, но и сам обрел дар целительства. Это чудо задокументировано в «Слове о Мартине мнихе», автор которого, по одной из версий, Кирилл Туровский. Перед смертью Мартин сказал, что «могилу мою вы потеряете, но я через столетия покажу, где лежу, и служить буду...». Так что местные с полным правом считают, что кресты растут на могиле первого туровского чудотворца.

СПРАВКА «СВ»

Туров – город в Житковичском районе Гомельской области, один из древнейших городов Беларуси. Впервые упомянут в 980 году в «Повести временных лет». В XII–XIII вв. – столица Туровского княжества. По преданиям, основан легендарным князем Туром – братом Рогволода. Располагается на Полесье на реке Припять (от Минска – в 253 км, от Гомеля – в 258 км).

В XI веке город стал одним из центров христианства, в котором было создано так называемое Туровское Евангелие – самая древняя книга на белорусских землях. Самый известный уроженец Турова – священнослужитель Кирилл Туровский, причисленный православной церковью к лику святых.
Фото: Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...