Загадки Арктики

Угроза с Запада придет с севераНасколько крепки замки на российских северных границах и каких сюрпризов стоит ожидать от глобальных климатических изменений – чем раньше мы задумаемся над этими вопросами, тем надежнее будет северный щит России.

Тот факт, что Северный Ледовитый океан почти все время был покрыт толстым слоем льда, оказывало значительное влияние на строительство вооруженных сил в странах, выходящих к этому океану.
Над Северным полюсом проходит самый короткий путь по воздуху (по дуге большого круга) из США в Россию и обратно – соответственно, именно с этой стороны в годы холодной войны обе стороны ожидали ракетно-ядерного удара. В Арктике строились военные объекты, обеспечивающие контроль за полетом своих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и обнаружение вражеских. Здесь размещались базы (точнее – аэродромы подскока) стратегических бомбардировщиков и системы ПВО для борьбы с бомбардировщиками противника (американо-канадская система ПВО в Арктике носит название NORAD, наша никакого специального названия не имела, являясь частью системы ПВО страны).
А возможность действий флотов в Северном Ледовитом океане практически не рассматривалась. Только иногда отрабатывались пуски баллистических ракет с атомных подлодок через полыньи, но это, по сути, было дополнением к МБР наземного базирования. Самый мощный из четырех советских флотов – Северный – правильнее было бы называть Атлантическим, только он имел свободный выход в Атлантику и был ориентирован на действия там, а не в Арктике.
Тем более не рассматривалась возможность ведения в Арктике наземной войны, гигантское арктическое побережье России защищали льды, а не войска. Только на Чукотке дислоцировалась 99-я мотострелковая дивизия  на  случай  десанта  с  Аляски. А на Аляске на случай десанта с Чукотки  размещались  силы  6-й легкой пехотной дивизии (лпд) ВС США. Канада в своей арктической зоне держала лишь лыжные патрули, Дания (в Гренландии), по сути, вообще никаких войск не имела.
Тем более никто ничего не размещал в Арктике после окончания холодной войны. Исчезла 99-я дивизия  на Чукотке, а также почти вся наша система ПВО. Северный флот сократился в разы. Правда, он все равно остался самым сильным в России оперативно-стратегическим объединением, в его состав входят все 6 наиболее мощных ракетных подлодок пр. 667БДРМ, единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», наиболее мощный ракетный крейсер «Петр Великий». С другой стороны, американская 6-я лпд сократилась до размеров бригады. 
И тут льды начали таять. Глобальное потепление – это уже вполне реальный факт. Ледяной покров Арктики стал достаточно быстро сокращаться.
Если льды растают всерьез, то наше гигантское арктическое побережье не будет защищено уже вообще ничем – ни войсками, ни льдами. И у сокращающихся ВС России заведомо не будет ресурсов для размещения войск в Арктике (особенно с учетом того, какие затраты потребуются на их снабжение). Главной защитой, как это ни парадоксально, будет почти полная неосвоенность российского Севера. Вражеский десант, даже если он высадится в каком-то из пунктов нашего побережья, просто не сможет никуда продвинуться, его загубят бездорожье и, несмотря ни на какое потепление, холод.   
А вот проблема ПВО/ПРО станет по-настоящему серьезной.
В хоть сколько-нибудь обозримой перспективе для России существует только один сценарий военной угрозы с Запада – нанесение США обезоруживающего (скорее всего, неядерного) удара по нашим стратегическим ядерным силам.  И освободившаяся ото льда Арктика в этом очень сильно поможет американцам.
Во-первых, их многоцелевые атомные подлодки получат возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России. Во-вторых, США уже создали по-настоящему эффективную систему ПРО морского базирования.
20 февраля 2008 года крейсер «Лейк Эри» сбил зенитной ракетой «Стандарт-SM3» спутник (американский же, разумеется). Он летел на высоте более 200 км. Это означает, что такой ЗУР можно сбивать и боеголовки МБР.
ЗУР «Стандарт-SM3» запускаются с борта крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев типа «Орли Берк», оснащенных системой «Иджис» (Aegis). Каждый из 22 крейсеров типа «Тикондерога» может нести до 122 ЗУР, первые 33 «Орли Берка» – до 90, следующие – до 96 ЗУР (сейчас в составе ВМС США 52 эсминца этого типа, строительство серии продолжается).
Таким образом, США уже располагают массовым противоракетным оружием. В условиях таяния арктических льдов им ничто не будет мешать постоянно держать в высоких широтах, т.е. на траекториях полета МБР из России в США, оперативную ракетную группу из 3–4 крейсеров и 4–6 эсминцев. Она будет нести не менее 1000 ЗУР «Стандарт-SM3», способных сбивать как МБР, так и их боеголовки. И этого будет достаточно для того, чтобы гарантировать безопасность США от российских ракет.
Впрочем, даже и без такого апокалипсиса в освобождении Арктики ото льда для России есть еще один очень неприятный аспект, не столько военный, сколько экономический.
Мы привыкли  считать, что российские морские границы в Арктике распространяются к северу от российского побережья и до Северного полюса. Однако зарубежные  соседи  России уверены в том, что Россия имеет право лишь на территориальные воды в пределах 12 морских миль от своего побережья (материкового и островного), а все остальное пространство является международными водами, где может плавать кто угодно.
Пока Северный Ледовитый океан был покрыт непроходимым
льдом, данный спор носил чисто теоретический характер. Если льды исчезнут, он станет в высшей степени практическим, поскольку путь из Северной Америки и Европы в Восточную Азию и обратно через Арктику в разы короче, чем через Суэцкий канал (не говоря уже о пути вокруг Африки). И торговые суда пойдут этим коротким путем. Через воды, которые все считают международными, а Россия – своими.
На конференции НАТО «Перспективы безопасности на Крайнем Севере», состоявшейся в Рейкьявике, генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что в будущем из-за таяния льда в результате глобального потепления в Арктике откроются новые возможности для судоходства и извлечения полезных ископаемых. «Некоторые арктические державы усиливают свои военные возможности на Крайнем Севере. Поэтому для альянса совершенно естественно задаться вопросом, как мы будем реагировать на это», – сказал он. И добавил: «НАТО будет нуждаться в усилении военного присутствия в Арктике». Он заявил, что впредь США, Канада, Дания и Норвегия будут выступать по проблеме Арктики с единых позиций.
Таяние льдов уже привело к конфликту между арктическими странами. В частности, Канада считает Северо-Западный проход своим (как и мы – Севморпуть), а США – международными водами. Обострились споры между Канадой и Данией, а также «внутри Дании», т.е. между собственно Данией и Гренландией. Последнюю как-то вдруг потянуло к независимости. Россия  могла бы сыграть на этих противоречиях, выступая в роли конструктивной стороны и  играя  на  опережение  конфликта. Однако это возможно только  при  условии  нового  и неординарного подхода к выработке современной  «северной стратегии».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter