
Артефакт вытягивали подъемным краном. В один момент показалось, что длинная лодка под тяжестью наполнявшей ее воды заметно прогнулась вниз. Поднимавший ее кран сразу же опустил находку в воду, ожидая, пока водолазы вычерпают всю жидкость. Повторный подъем прошел идеально. Руководитель группы подводной археологии дайвинг–клуба «Морской пегас» Национальной академии наук Андрей Лихачев оказался в центре внимания, даже не успев снять мокрый водолазный костюм:
— Как прошел подъем? С какими сложностями пришлось столкнуться? — интересуюсь первыми впечатлениями дайвера и я.
— Подъем прошел замечательно, — улыбается в ответ Андрей. — Прошедшие недавно дожди ухудшили видимость по сравнению с тем, что было при первичном осмотре, но видимости 20 — 30 сантиметров нам хватило. Нос лежал на глубине 1,5 метра, корма — 2 — 2,5 метра. Основная проблема была поднять лодку, не разломав ее. Объект длинный, тяжелый — не менее тонны весом. Поэтому была придумана специальная жесткая конструкция, которая взяла на себя нагрузку и не дала челну сломаться. Пробили шурфы под водой, завели лееры, подвязали и вытащили. Металлическая рама прогнулась, но выдержала.
Об обнаружении необычной затопленной лодки сообщили в Национальную академию наук в сентябре дачники из Минска, которые ловили в Немане рыбу. Пенсионер Олег Воликов рассказал, что видел лодку и раньше, но тогда она лежала дном вверх и больше напоминала затонувший ствол дерева. Прошедший ледоход сдвинул и перевернул предмет, что позволило опознать в ней большой древний челн:
— Он лежал метров 30 выше по течению. Я думал, что это дуб–топляк. Рыбу там ловил: она обычно в нишах собиралась. А этим летом мой дуб пропал. Смотрю: его прибило к берегу. Только это не дуб, а старая лодка. Сын Сергей позвонил в Академию наук. Уже назавтра в 8 часов утра приехали ученые и сказали: мол, да, это древний челн, будем поднимать. Я еще один такой видел в 5 километрах вниз по течению. Но туда добраться можно только на лодке — дорог там нет.
Историки опознали в найденной лодке «човен–долбленку». Научный сотрудник отдела археологии первобытного общества Института истории Национальной академии наук Сергей Линевич заметил, что проведение операции по извлечению из воды интересного артефакта было решено не затягивать — следующий ледоход может просто разрушить лодку:
— Мы считаем, что лодка, сделанная предположительно из дуба, очень хорошо сохранилась. Пока с версиями о времени ее изготовления спешить не будем. Сначала проведем дендрохронологические анализы. Тогда мы сможем назвать период, вплоть до года, когда дерево было срублено. Навскидку даем этой лодке минимум 100 лет. С деревней Николаево было связано много исторических событий. Это и переправа шведов в 1704 году, и переправа французов в 1812 году. Вероятно, что лодка может иметь отношение к тем событиям.
Своя версия появления артефакта есть и у местного священника, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы Иоанна Резановича. Одна из его прихожанок, 1929 года рождения, утверждает, что в детстве знала умельца, который долбил лодки по примеру американских пирог:
— Она говорит, что этот мастер приехал сюда из Америки и долбил лодки на продажу. Вроде научился их строить за океаном, был инвалидом и таким образом зарабатывал себе на жизнь.
Версия приземленная, но и она нуждается в проверке. Для этого лодка была отвезена в Минск, где ученые проведут мероприятия по ее консервации. Храниться челн будет в Музее старобелорусской культуры.
charovskaya@sb.by
Фото автора.