3 декабря открылась персональная выставка белорусского и французского художника Романа Заслонова

Загадка Романа Заслонова

Когда говорят «негде яблоку упасть», то это об открытии персональной выставки белорусского и французского художника Романа Заслонова. Такого количества гостей явно не ожидали ни организаторы вернисажа, ни сам виновник торжества.


В гардеробе Национального художественного музея не хватало места. Стояла длинная очередь, и пальто, шубы, кардиганы, куртки, шляпы и зонты не вмещались, приходилось вешать по нескольку одежек на один номерок. Но организаторы вернисажа как–то справились с невероятным наплывом гостей. Фойе вместить всех не могло, и зрители рассредоточились на лестницах и галерее. Фотографы и телевизионщики нацелили свои камеры, выхватывая из толпы знаковые лица...

Автор ажиотажа — художник Роман Заслонов (да–да, внук белорусского партизана Константина Заслонова) волновался, нервничал, переживал. Он то снимал нарядный галстук, то вновь пытался его повязать. Наконец сунул в карман пиджака, а потом где–то и посеял.

Роман был наряден в своем костюме–тройке и белой рубашке, но если бы он вышел к гостям в цветастой шелковой рубашке и широкополой шляпе с пером или камзоле со шпагой — этакий мушкетер времен кардинала Ришелье, — то никто бы и не удивился. Роман похож на мушкетера, и не потому, что двадцать лет живет во Франции, а по открытости, артистизму, бесшабашности и куртуазности своей живописи.

Наконец, к микрофону на мраморной лестнице вышли представители Министерства иностранных дел, Министерства культуры, посольств Беларуси во Франции и Франции в Беларуси. По традиции открыл выставку и поприветствовал гостей гендиректор НХМ Владимир Прокопцов.

Заместитель министра культуры Василий Черник подчеркнул важность того, что Роман Заслонов, живя во Франции, не теряет связей с родиной, презентуя свое творчество как белорусский художник, хотя настоящая известность пришла к нему во время жизни во Франции.


Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси во Франции Павел Латушко высоко оценил творчество соотечественника: «Это не только талантливый художник, но также добрый, искренний человек, у которого прекрасная семья, супруга. Он получил признание во Франции, других европейских странах, США, но не забыл про Беларусь и вернулся сюда с прекрасной выставкой».

Председатель Белорусского союза художников Григорий Ситница вспомнил наших славных земляков Марка Шагала и Хаима Сутина... Признался, что Романа Заслонова, который живет не в Беларуси, встречает в Минске даже чаще, чем художников–минчан. Сказал, что он талантливо продолжает лучшие традиции белорусской художественной школы.

Сам же Роман Заслонов был краток. Он поблагодарил белорусское посольство во Франции, Национальный художественный музей за организацию своей первой масштабной персональной выставки в родном Минске, а также всех присутствующих на вернисаже.

Гости поблагодарили аплодисментами и двинулись к галерее к полотнам. Там начались броуновское движение и какая–то суматошная фотосессия с картинами, зрителями и художником. Романа Заслонова все время держали в плотном кольце, обнимали, трясли руку, целовались, раскланивались и приветствовали. Роман всех одаривал широкой улыбкой и явно немного смущался, не ожидая такого интереса к своей персоне.

Вспоминали его детство и студенческие годы. Вот несколько трогательных мемуаров из жизни художника.

4-210637-06 500.jpg

Однокурсники по академии вспоминали, что на летней практике, в лесу на берегу реки Бобр, место, где Заслонов писал очередной этюд, можно было найти сразу. Там всегда было много фольги и фантиков от шоколадных конфет, а также апельсиновых корок. Роман смеялся, когда это слышал...

Кстати, когда мне надо было прописаться в Минске перед распределением в 1983 году, я попросил у Романа этюд. Узнав зачем, он сразу дал лучший пейзаж с соснами, травой и речкой. Этот холст в скромном багете я подарил начальнику паспортного стола, и мой неразрешимый вопрос закрылся, а в паспорте появился желанный штамп с минской пропиской. За тот подаренный этюд я благодарен Роману по сей день. А вот интересно, догадывается ли милицейский чиновник, что владеет картиной одного из самых популярных современных белорусско–французских художников?

Более тридцати картин удалось собрать организаторам для выставки, привезти в Минск из разных стран и городов.

О чем картины? Они о женщинах, о красоте и театральности мира. Они о том, что «жизнь — театр, а люди лишь актеры». Театральность присутствует во всем, что делает художник. В композиции, ярких или сдержанных красках. Даже свет у него — театральный, резкий. Так выхватывают происходящее на сцене софиты и прожекторы.

Изобилие деталей, тысяч мелочей, похожих на реквизит, — все это присутствует. Заслонов в своей живописи выступает сразу в нескольких ипостасях: он и режиссер, и сценограф, и костюмер, и реквизитор, а также осветитель, бутафор и даже композитор. Рассматривать его работы можно бесконечно долго, погружаясь в мир деталей. Для меня это самое интересное и увлекательное. Возможно, именно это и привлекает к его живописи зрителей.

Фото  Игоря  БАРХАТКОВА.

Он откровенно декоративен, во многом избыточен. В его работах нет трагедий, даже драматизм напрочь отсутствует. Заслонов берет зрителя другим. В его картинах жизнь прекрасна и удивительна.

Чай, кофе, нарядная одежда (такая может быть только на сцене), чайники, кофейники, кисти, краски, холсты и мольберты, кресла с высокими резными спинками, кровати с альковами, шелка и бархат, ковры и гобелены, а также экзотические птицы и немного вычурные животные — все это густо наполняет полотна.

Главные герои его произведений — худая женщина с рыжими волосами, переодевающаяся для каждой новой работы, примеряющая очередное платье. У мужчин (их тоже хватает) роль всегда второстепенная. Они, как правило, либо подносят что–то своей музе и богине, либо пытаются ее изобразить.

Мне кажется, что покупатели картин Романа Заслонова преимущественно женщины. Они видят себя в этих интерьерах, в окружении сотен милых изящных вещичек. Они вместо рыжеволосой бестии вписывают в полотна свое изображение. А мужчины? А мужчины платят, вздыхают и глуповато улыбаются, им хочется сделать своим избранницам приятное. Что поделаешь, галантная живопись требует и подобных манер. Мушкетерских, если хотите.

И еще одно наблюдение о нашей интеллигенции. Выставка Заслонова собрала людей разных взглядов, иногда противоположных, часто настоящих антагонистов. Но тут, рядом с картинами, они пожимали друг другу руки, приветливо и даже галантно раскланивались, улыбались. И за это надо благодарить только художника.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 236 (24866). Суббота, 5 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter