Загадка: хоть и при дороге, но не сервис?

Особенности развития нашего придорожного сервиса не однажды попадали под прицел критики...

Особенности развития нашего придорожного сервиса не однажды попадали под прицел критики. И к количеству объектов, и особенно к качеству обслуживания по сей день много претензий. На совещании по проблемам деятельности Управления делами Президент, говоря о развитии сферы услуг, жестко указал на недостатки: «Придорожный сервис — одно название».


Вот и придорожная картинка Гомельщины, находящейся на пересечении международных автотрасс, вроде бы меняется из года в год. По крайней мере, растут ряды вывесок кафе и стоянок, которые сегодня можно видеть вдоль магистралей. Но что за ними? Всегда ли количество соответствует качеству? В ситуации разбиралась собкор «СБ» по Гомельской области.


В агрогородке Довск Рогачевского района больше случается бывать проездом. Такая уж транзитная судьба у населенного пункта, который стоит на перекрестке нескольких магистралей. Нынче, застряв здесь на час в ожидании «перекладной» маршрутки, замечаю  придорожный знак с призывом: «Пора подкрепиться» — и гарантией бутербродов, кофе, чая. А ведь точно — пора. На часах 13.30. Кафе местного райпо «На ростанях» встречает открытыми дверями. На стеллажах напитки, шоколадки, печенье. Уютный зал. И — полное отсутствие посетителей. Почему столь бедно на клиентов, начинаю понимать, увидев кулинарную выкладку. Ни бутербродов, ни пирожков, ни хот–догов. Вообще ничего. Что за бедствие?


Выясняется, кухню в кафе закрыли — нужен ремонт. Теперь зал на 70 мест, единственный такой в Довске, завязан на поставки из Рогачева. Когда случаются местные торжества — заказ делают заранее. А для транзитных путников ежедневно из райцентра привозят стандартную готовую «кулинарку» без горячего.


— То есть ни первого, ни второго толком не поесть?


— Кофе, чай.


В Рогачевском райпо не скрывают: это придорожное кафе сейчас на «перепутье». Кухню закрыли по предписанию санитарной службы. Нужно подтягивать к современным требованиям. А средств на перемены пока нет. Да и оборот в Довске не так весом, как хотелось бы...


Объекты и проекты


Немноголюдно сейчас и в пункте пропуска «Новая Гута» белорусско–украинского приграничья Гомельщины, что на трассе Одесса — Санкт–Петербург. Поэтому установленный на подступах аншлаг «Пора подкрепиться», за которым не увидишь обещанного кафе райпо (убрано на зиму), а лишь туалеты, вызывает раздражение, досаду.


Минувшим летом на этом погранпереходе побили все рекорды автомобильных потоков прошлых лет. Таких очередей к пункту пропуска здесь еще не видели. Находчивые жители окрестных деревень, наблюдая мытарства туристов, неплохо сумели на этом заработать — продавали места в автомобильной очереди. Правда, до тех пор, пока не вмешалась милиция. Как еще здесь могли потратить деньги путники, застрявшие на часы? Вариантов оказалось не так уж много.


Среди доступных — то самое обозначенное аншлагом–указателем единственное кафе Гомельского райпо. Оно открывается у погранперехода на сезон. Но когда в пиковые дни очередь растягивалась на километр–другой, не у всех туристов хватало сил по пеклу добрести до точки на трассе. Как и до биотуалетов, расположенных неподалеку от общепита.


Надо сказать, еще пару лет назад на Гомельщине заговорили вслух о сезонном автомобильном буме в приграничье. Летний поток людей и машин здесь стабильно растет. Среди проектов, которые собирались реализовать у «Новой Гуты», — многофункциональный придорожный комплекс с гостиницей, кафе, стоянкой и даже вольером экзотических животных. Его судьбу пытаюсь выяснить в Гомельском райисполкоме:


— На самом деле сроком ввода комплекса был обозначен 2013 год. Просто очень хотели запустить первую очередь этого объекта к чемпионату Европы по футболу, игры которого проходили минувшим летом и в Украине. Но не удалось.


— Значит, сейчас работы в разгаре?


— Пока нет. Появились вопросы. Если инвестор их решит, то не исключено, что объект начнут строить в этом году. Кстати, и Гомельское райпо намеревается у «Новой Гуты» возвести постоянно действующее кафе вместо сезонного.


В районной торговой организации планы подтвердили. В этом году обещают сделать проектно–сметную документацию и поставить фундамент «назревшего» объекта. А если все финансово сложится, то и открыть полноценное кафе с собственной кухней. В общем, очередное лето покажет.


Делу время


Около полутора лет назад Комитет госконтроля Гомельской области основательно прошелся по слабым местам регионального придорожного сервиса. В управлении контроля потребительского рынка и услуг КГК перечисляют болевые точки того времени:


— Тогда выяснилось, что в области нет собственной программы развития придорожного сервиса. В районах отсутствовал контроль со стороны служб, отвечающих за это направление. И массовый характер носили нарушения санитарных требований. Нужно сказать, реакция последовала быстро. Сегодня часть тех вопросов снята. Однако некоторые по–прежнему остаются актуальными: качество обслуживания, безналичный расчет через терминалы и за валюту, доступность таких объектов для людей с ограниченными возможностями...


Сегодня на республиканских автомобильных дорогах Гомельской области действует почти 200 объектов сервиса. Из них более полусотни АЗС, свыше 60 точек общественного питания, принадлежащих частникам и союзу потребительских обществ, семь гостиниц. В отделе транспорта и коммуникаций облисполкома конкретизируют:


— В прошлом году построили девять новых объектов, среди которых придорожные многофункциональные комплексы, охраняемые автостоянки, газовая АЗС. Сделали все, что планировали.


— А каков расклад нынешнего года?


— Определены места для размещения таких объектов, есть инвесторы. Но пока об их количестве говорить рано. Сейчас в Министерстве транспорта и коммуникаций рассматривается проект обновленной Генеральной схемы размещения объектов придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах. На нее и будем ориентироваться.


Удобства на трассе — сфера туристического бизнеса, в которой все имеет значение: и количество, и качество. Но главное, стремясь к одной планке, не упустить другую. Пока у «Новой Гуты» подступаются к новостройкам, в Довске — теряют то, что имели...


Кстати


Придорожный сервис Гомельщины сейчас также готовят к чемпионату мира по хоккею–2014. Местные власти рекомендовали владельцам точек обзавестись меню на русском (белорусском), английском языках и предоставить выбор сувенирной продукции.


Фото автора и Игоря КАЛИНИНА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Петр,пенсионер
Как я понял, вся информация взята от чиновников, цифры, показатели ... , а где же разговор с исполнителями, частниками, предпринимателями - в чем проблемы(?), только не вторичные (санитарные,чеки,кассовые аппараты),в приказном порядке сферу услуг не решить.
Леся
Летом возили детей в Минск, возвращались в Гродно на машине поздно. На обратной дороге хотели купить горячего кофе. Кафе, работающие "круглосуточно" были закрыты (переучеты, пересменки и т.д. до утра). Только на подъезде к Гродно нашли работающее кафе. Кое-как растолкали продавца, которая продала нам кофе в одноразовом пластиковом стаканчике, который от кипятка покорежился, а ложечка пластиковая чуть не растворилась вслед за "кофе". С горем пополам доехали мы до Гродно. Мы-то ладно... А как быть "дальнобойщикам"? Это позор для страны... Мне стыдно за такое.<br /><br />ЗЫ туалеты - это отдельная песня.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?