Писатель Владимир Степан о картине Андрея Задорина «Райский сад»

Загадка Андрея Задорина

В 1990 году, именно так датировано автором полотно, Андрей Задорин написал картину “Райский сад”. После выставки она оказалась в коллекции Национального художественного музея.

Фото представлено НХМ Беларуси

Каждая настоящая картина заключает в себе загадку и тайну. “Райский сад” исключением не является. Она проста и прозрачна, почти акварельна, хотя написана маслом на холсте. Как все простое и лаконичное — тяготеет к символу-знаку, да и название очень многозначительно. Полотен с подобным названием, посвященных теме райского сада, написано очень и очень много. Есть иконы, фрески, гравюры, рисунки, скульптуры... Почти на всех изображены библейские персонажи — Адам, Ева, змей-искуситель и, как же без него, без главного символа — без яблока... Без того самого, изменившего беззаботное и безмятежное существование первых людей на Земле. Вкусили запретный плод и были навсегда изгнаны из рая, чтобы в поте лица зарабатывать хлеб свой. Вариаций этого сюжета много, но белорусский художник придумал совершенно свое решение темы. Ни до, ни после подобного я не встречал...

Хорошо помню первое впечатление от полотна: удивление, настороженность и восхищение.

Когда смотришь на работу Задорина, то, естественно, вспоминаешь все виденные шедевры: Джотто, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Брейгеля, Микеланджело Буанаротти, Тициана Вечеллио... Думаешь: а почему библейский Адам у Задорина — вполне себе современный молодой человек? Да еще в штанах и рубашке с короткими рукавами? Ведь тогда не было никакой одежды (фиговый листок не считается). А может, художник изобразил не Адама? Тогда кто это и почему яблоки не над его головой, а внизу, словно подо льдом или под водой? Загадка!

Картина притягивает и волнует. И раз за разом пробуешь проникнуть в нее, становясь похожим на главного героя-подростка, тянущегося тонкими пальцами к мерцающему золотому яблоку...

О чем же нам рассказывает Задорин?

Может, о попытке современного человека вернуться в тот великолепный “Райский сад”, где можно обрести гармонию с миром и самим собой? Разом решить все проблемы. Демонстрирует очередную попытку прикосновения к вечности? Намекая на то, что истинный райский сад скрыт, а проникнуть и попасть в него человек уже не может. Золотые яблоки похожи на многоточия-звезды. Деревья — на зеленые планеты, а современный Адам — на вопросительный знак...

Каждый неравнодушный зритель будет истолковывать эту картину по-своему, станет придумывать свой ответ на загадку Андрея Задорина. Возможно, к этому художник и стремился.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter