Задушевная «Бяседа»

Вчера в концертном зале «Минск» любимый многими ансамбль народной музыки «Бяседа» отметил 20–летие творческой деятельности...

Вчера в концертном зале «Минск» любимый многими ансамбль народной музыки «Бяседа» отметил 20–летие творческой деятельности. (Второй концерт пройдет в воскресенье.) Лауреат и участник многих международных фольклорных фестивалей, коллектив за свою историю выступал в Швеции, Корее, Германии, Польше, Австрии, Португалии, Латвии... Однако художественный руководитель ансамбля, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии композитор Леонид Захлевный считает главной заслугой то, что «Бяседа» воспитала целое поколение именно белорусских слушателей, дав новую жизнь народной песне в негармоничное время насаждения попсы и дурного вкуса.


— Леонид Константинович, в одном из интервью вы высказали мнение, что народная песня сегодня достойно выдерживает конкуренцию с попсой.


— Мое мнение не поменялось. Да, сегодня появляется много современных песен. Но кто поет их, кроме самого автора и певца? Разве они уходят в народ? А сколько композиторов сегодня развелось... У них есть огромное желание: завтра проснуться знаменитым. Все хотят славы. Но к славе надо стремиться совсем другим путем — трудиться каждый день. Песни, которые поются и создаются сегодня, в репертуаре самого исполнителя живут максимум год. Не говоря уже о том, чтобы эту песню запел народ. Такие песни, как «Течет река Волга», появляются очень редко.


Мы работаем в жанре народной песни. И нам приятно, когда приезжаем с концертом в какой–нибудь районный Дом культуры — и нас вдруг с песней встречают на крыльце. Они действительно поются народом. «Хлеб ды соль», «Звiняць звончыкi», «Вечарынка», «Чарка на пасашок» — такие композиции действительно называют народными, хотя у каждой есть автор. Мне думается, что это самая большая благодарность для композитора за его талант, когда не объявляют твою фамилию, а называют песню народной. Это совершенство, потолок для песни, ее вершина. У меня такие песни тоже есть. Например, «Зорачка мая». Я слышал, как в свое время по радио часто просили: «...И передайте, пожалуйста, нашу любимую народную песню «Зорачка мая». Наталья Романская и Яков Науменко замечательно пели эту песню. И я не обижался, а, наоборот, гордился тем, что ее объявляли народной.


— За эти 20 лет вы можете вспомнить кризисные моменты в истории вашего ансамбля?


— Мы все время стремились идти вперед. Некогда было замечать, плохо нам, хорошо или трудно. Каждая репетиция — шаг вперед, новая стилистика, новая аранжировка, новые костюмы. И главная наша радость — это зрители, которых мы воспитали. У нас в эти дни два концерта — 14 и 16 января в концертном зале «Минск». Это два кассовых концерта — два переполненных зала. Не каждый популярный артист нашей страны может собрать такой зал. А мы можем. Нашу «Чарку на пасашок» уже слушают как гимн (смеется). И это совсем не пропаганда пьянства, как иногда говорят. Там, кстати, такие слова есть: «Як працуем — то не п’ем». То есть всему свое время. И меру тоже надо знать.


Песня попала, что называется, в душу, в самую точку национального менталитета. Нечасто такое происходит. И дай Бог, чтобы такие песни появлялись. Когда мы заходим в зал, я всегда настраиваю своих ребят: «Наполняйте зал солнцем и положительной энергией, и она вернется к вам как благодарность». Как–то мы выступали в одном концерте с Владимиром Мулявиным, и он нас поприветствовал: «Ну что, вечно жизнерадостная «Бяседа»?!» Точно подметил. Его фраза так и осталась с нами. Он почувствовал самую нашу суть. Считаю, что и зрители на наших концертах должны чувствовать себя раскрепощенными, могут вспомнить свое детство, истоки. Песни, которые мы берем из деревенского фольклора, мы только одеваем в новые «рубашки», но ничего по мелодии не меняем. Для меня это — святое.


А что касается трудностей, конечно, бывает всякое. Я очень кропотливо отношусь к отбору солистов в коллективе. Мне пришлось 4 года искать солиста Валентина Кириленко, который сейчас прекрасно работает. Он знает и чувствует народную песню. Сам из деревни. У меня, кстати, практически все участники коллектива из сельской местности. И это получалось не сознательно. Это наверняка не случайно. Ведь такие люди действительно ближе к фольклору, к национальному мелосу. Может быть, поэтому на протяжении 20 лет состав «Бяседы» практически не менялся. Наши артистки — Светлана Суседчик, Наталья Романская, Татьяна Лозовская — работают в коллективе до сих пор. Когда–то с третьего курса консерватории взял музыкантов Николая Алешко и Игоря Михалькова. И вот работаем уже более 17 лет вместе. Я счастлив, что у нас сложилась такая понимающая творческая семья.


— Поделитесь секретом, как все–таки сплотить творческий коллектив на столь долгий срок?


— Может, не все мои секреты подойдут, но в первую очередь нужно любить людей и отвечать за их судьбу. Ты должен спрогнозировать возможности артиста, четко представлять, кто и как будет развиваться. У меня 12 человек в коллективе, и каждый — индивидуальность.


— Леонид Константинович, а вы следите за успехами коллег, велика ли конкуренция между ансамблями народной песни?


— Есть коллективы, подобные нашему: «Свята», «Купалiнка», «Цернiца». Это хорошие коллективы, и я стараюсь им помогать. Но ни о какой конкуренции речь не идет. Каждый выбрал свою дорогу. В нашей культуре, в том числе и в народной песне, еще столько свободных ниш, что поле для самовыражения очень большое.


— Еще раз с юбилеем!


— Спасибо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter