Задел на будущее

Нужен ли белорусам налог на обслуживание пожилых людей?

Нужен ли белорусам налог на обслуживание пожилых людей?

В условиях старения населения с каждым годом возрастает потребность в новых формах социального обслуживания пожилых людей. Государство со своей стороны старается предпринять максимум усилий, чтобы сделать эти услуги более качественными и доступными. В Беларуси собираются открывать дома-интернаты повышенной комфортности, внедрять систему соцзаказа. Многие пожилые люди уже сейчас могут воспользоваться механизмом рентных отношений и вариантом социальной «передышки». Однако при этом возникает логичный вопрос: кто должен ухаживать за стариками – специальные службы или все-таки их родные и близкие?

На вопросы корреспондента “НГ” отвечает директор НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Светлана ШЕВЧЕНКО.

— Одним из негативных явлений современного общества стало нежелание многих детей заботиться о своих престарелых родителях. Неудивительно, что все чаще можно услышать предложение о необходимости привлекать к ответственности таких нерадивых сыновей и дочерей. Насколько необходима такая мера?

— Это очень сложный вопрос. Традиционно сформировавшаяся в Беларуси модель семьи предполагает, что именно родственники должны присматривать за своими близкими. Таковы доминирующие в сознании белорусов психологические установки. Кроме того, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье содержит прямую норму: трудоспособные дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Но на данную проблему можно посмотреть и с другой стороны. Людям, которые сталкиваются с необходимостью ухаживать за своими близкими, приходится существенно перестраивать всю свою личную жизнь и профессиональную деятельность. В результате они оказываются не в состоянии эффективно трудиться и зарабатывать нормальные деньги. Неудивительно, что в подобной ситуации и старики начинают испытывать ужасный дискомфорт. Они чувствуют себя обузой для своих детей и внуков.

— Как же разрешить такую дилемму?

— В нашей стране создана система учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания населения. Одинокие и одиноко проживающие пожилые люди и инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи, получают ее бесплатно, имеющие близких родственников — на платной основе. Сегодня в домах-интернатах проживает более 17 тысяч человек, а в отделениях круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания — 2,4 тысячи. Кроме того, на дому обслуживается почти 690 тысяч пожилых людей и инвалидов. При этом система социального обслуживания постоянно развивается, объем оказываемых услуг возрастает, формы их предоставления становятся разнообразнее. Вместе с тем в связи с мировой тенденцией старения общества и роста инвалидности спрос, увы, превышает предложение.

Кроме того, услугами стационарных учреждений социального обслуживания и территориальных центров не могут воспользоваться люди, больные онкологией, имеющие открытую форму туберкулеза, алкогольную или наркотическую зависимость, страдающие так называемым старческим маразмом, ВИЧ-инфицированные. Социальным обслуживанием этих категорий граждан занимаются, как правило, отдельные общественные организации, но в основном уход за такими пожилыми и инвалидами становится “проблемой” родных и близких. Услуги сиделки стоят очень дорого и являются большим дефицитом в нашей стране. Семьи, столкнувшиеся с подобной бедой, сегодня не имеют должной социальной поддержки.

Между тем решить эту проблему вполне возможно. К примеру, в Германии в рамках реформы системы социального обслуживания в 2005 году ввели в качестве обязательного новый вид социального страхования — по уходу в старости. Взносы на данный вид страхования уплачиваются работником и нанимателем на паритетной основе, они составляют от 0,5 до 1,25 процента от заработной платы работника. Тарифы дифференцируются в зависимости от ряда условий: типа страховой компании (государственная или частная), возраста застрахованного лица, наличия или отсутствия у него детей.

— Получается, что в таком случае воспользоваться своим правом на помощь человек может тогда, когда наступает страховой случай, — потребность в уходе? 

— Совершенно верно. Пожилой человек, инвалид, нуждающийся  в посторонней помощи, получает на руки медицинское заключение, в котором ему прописан перечень необходимых услуг. С этим документом он обращается в учреждение, которое их предоставляет. С гражданином заключается договор, а затраты на его обслуживание организациям возмещаются из страховых касс, если речь идет о пенсионерах, и из государственного бюджета, если посторонняя помощь нужна инвалиду в трудоспособном возрасте. Таким образом, в Германии создана система целевого финансирования услуг по уходу за пожилыми людьми, основанная на принципе солидарности поколений. 

Большой плюс, что к социальному обслуживанию людей, нуждающихся в уходе, через систему госзаказа привлекаются различные общественные организации. Они вступают между собой в своеобразное соревнование: кто из них предложит более интересный набор услуг, использует более комфортабельный специализированный транспорт, создаст условия пребывания, максимально приближенные к домашним. К тому же в целях привлечения клиентов платные услуги в таких организациях дополняются бесплатными.

— Насколько необходимо внедрение системы соцзаказа в Беларуси? В нашей стране и так достаточно разветвленная сеть учреждений, которые оказывают различного рода услуги пожилым людям и инвалидам, — те же дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания населения.

— В условиях старения общества даже очень богатые страны не могут только силами государственных организаций удовлетворить постоянно возрастающий спрос на социальное обслуживание. Поэтому назрело время вовлекать в этот процесс общественные и коммерческие организации. Подобный механизм уже давно отработан за рубежом, активно используется в России, Казахстане. Недавно принятая новая редакция закона о социальном обслуживании позволяет начать работу по подготовке и развитию соцзаказа в Беларуси.

Однако, с моей точки зрения, до тех пор, пока не будет решен вопрос об источниках финансирования этого направления, больших сдвигов не произойдет. Госбюджетных средств здесь однозначно недостаточно. А вот социальное страхование — как раз та форма, которая позволяет поднять на довольно высокий уровень социальное обслуживание населения. Мне кажется, нечто подобное со временем должно появиться и в нашей стране. Мы стремимся стать современным европейским государством, поэтому нам следует брать на вооружение положительный мировой опыт. 

— Но ведь, согласитесь, наши традиции очень сильно отличаются от западных. Испокон веков принято, что свою старость человек встречает рядом с близкими людьми. Долг же детей — окружить заботой своих пожилых родителей. 

— Я убеждена, что ухаживать за престарелыми и инвалидами должны профессионалы, сотрудники специализированных организаций, которые потратят на такую работу гораздо меньше времени и выполнят ее квалифицированно. Вместе с тем это вовсе не значит, что дети будут отдаляться от своих престарелых родителей. Чтобы доказать, что ты хорошая дочь или заботливый сын, зачастую не нужно ничем жертвовать. Достаточно дарить своим близким тепло, нежность, делиться с ними положительными впечатлениями, радостями, успехами. Такая эмоциональная подпитка очень важна для любого пожилого человека.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter