Георгий Гриц: стране необходима долгосрочная промышленная политика

Задание по индустрии на завтра

На Всебелорусском народном собрании Президент подчеркнул: государство будет в первую очередь оказывать поддержку производственным компаниям. Независимо от формы собственности. Теории о постиндустриальном развитии потерпели полное фиаско. Концепция экономики исключительно услуг начала разрушаться еще после мирового финансового кризиса 2008—2009 годов. Уже тогда англичане объявили Маргарет Тэтчер чуть ли не национальным врагом: именно она своими реформами «порезала» промышленность, ориентируя Лондон на финансовый центр планеты. Когда грянул кризис, выяснилось, что услуги не так уж и вкусны, как это казалось. Пандемия вбила последний гвоздь в теорию деиндустриализации. Самыми устойчивыми к шокам оказались экономики, обладающие собственной производственной базой. О возможных вариантах формирования промышленной политики «Р» поговорила с ректором Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» Георгием Грицом. 

Отрасль материального производства по-прежнему остается ключевой в экономике.

Якорь экономики

— Не только руководству страны, но и людям надо четко для себя определить, какой мы видим Беларусь в будущем. Индустриальной, сборочным цехом транснациональных корпораций, центром аутсорсинговых услуг… И ту или иную модель оценивать не с точки зрения ее внешней привлекательности, минимизации усилий по ее построению, а прежде всего по последствиям.

На VI Всебелорусском народном собрании однозначно было заявлено о курсе на сохранение индустриального образа Беларуси. И это не только логично с учетом наших реалий: сегодня промышленность формирует порядка трети ВВП, в ней работает около 1,5 миллиона человек. И это несмотря на то, что в последние годы наблюдается устойчивый тренд на уменьшение численности занятых в этом секторе нацэкономики. Но такие же тенденции присутствуют и на глобальном уровне. С началом перехода к постиндустриальному обществу доля промышленности в мировом ВВП и занятости экономически активного населения также уменьшается. Но отрасль материального производства по-прежнему остается ключевой в экономике. Значение индустриального сектора в мировой экономике велико. Доля промышленности в создании ВВП мира составляет около одной трети, а в структуре экономически активного населения — около одной пятой, несмотря на продолжающееся бурное развитие третичного сектора экономики. Причем каждое рабочее место создает от семи до 14 дополнительных рабочих мест в смежных областях. Именно поэтому в промышленное производство направляются большие инвестиции, с ним связаны крупные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Например, в машиностроительной отрасли доля средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые направляются ведущими мировыми брендами, составляет от четырех до шести процентов. И это при десятках и даже сотнях миллиардов долларов ежегодной выручки. Для сравнения: аналогичные показатели для наших профильных предприятий составляют примерно один процент при выручке около пяти миллиардов долларов соответственно.

При этом семерка транснациональных компаний владеет 46 из 50 так называемых макротехнологий, под которыми понимают совокупность всех технологических процессов (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовка производства, само производство и сервис или поддержка проекта) создания определенного вида продукции с заданными параметрами. Из этих макротехнологий США контролируют 22, Германия — восемь-десять, Япония — семь, Великобритания и Франция — от трех до восьми. Вслед за ними идут Швеция, Норвегия, Италия и Швейцария. Остальные страны контролируют лишь три-четыре такие технологии.

Кроме того, нужно принимать во внимание, что высокие показатели промышленного производства развивающихся стран достигнуты в первую очередь благодаря сравнительно небольшой группе этих государств, прежде всего так называемых ключевых (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) и новых индустриальных. Важно и то, что эти успехи достигнуты не только в результате индустриализации как таковой, но и в значительной мере вследствие преднамеренного переноса («миграции») с севера на юг многих массовых, трудоемких, дешевых и к тому же экологически опасных грязных производств.

Но есть примеры и реиндустриализации. К сожалению, наиболее знаковые кейсы демонстрирует большинство постсоветских государств: страны Прибалтики, Украина, Грузия, Россия. Хотя последняя сегодня пытается переломить этот тренд и на восстановление своего промышленного потенциала тратит ежегодно миллиарды долларов. В указанных странах, пожалуй, кроме России, ВВП которой в значительной мере формируется за счет природных ресурсов, много мелкого бизнеса, услуг, общепита, туризма, фермерства-огородничества. Но можно ли эти государства назвать успешными? По ВВП на душу населения и номинально, и по паритету покупательной способности, например, Украина уступает Беларуси в полтора-два раза.

Ориентируясь на поставленные цели, необходимо формировать и экономическую, и промышленную политику. И исходить надо как из существующих наших реалий, так и из мирового опыта: наличия политической воли, трудовых ресурсов, инвестиционных возможностей, доступа на внешние рынки и тому подобного. Необходимо определить долгосрочные национальные приоритеты и концентрировать на них свои усилия, в том числе налоговые и другие преференции. Сегодня их слишком много, они предоставляются в различных сферах экономики. Почти три четверти всех субъектов хозяйствования имеют те или иные преференции. Я не выступаю за какие-то ограничения деловой инициативы. Но цель и средства должны не только соответствовать приоритетам, но и дополнять друг друга. Возможно, необходимо предоставлять какие-то преференции по налогам для промышленных компаний. Сегодня нам очень нужны разумные законы, регламентирующие отношения в экономике, и власть, обеспечивающая их неукоснительное исполнение. По этому пути шли Япония, коммунистический Китай, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Чили и ряд других стран. 

Время чемпионов

— Сильную экономику создают сильные производители. Именно они должны стать точками роста и обеспечивать развитие и малого бизнеса, и сферы услуг, и регионов. Необходимо определить приоритеты, по этим направлениям накапливать компетенции и создавать сильных региональных, возможно, даже транснациональных игроков. По такому пути, но со своими особенностями шли к успеху в Южной Корее, Китае, России, других странах. И на государственном уровне, административно не только назначали «национальных чемпионов», но и поддерживали их на этапе взросления, используя даже так называемые нерыночные методы. Причем приоритеты могут быть гибкими, трансформироваться в зависимости от тенденций на глобальных рынках. Например, в Южной Корее 40 лет назад активно развивали судостроение. А потом переключились на новые и более перспективные направления — автомобилестроение и электронику. Возможно, с точки зрения конкуренции и других либеральных теорий корейские чеболи (конгломераты) выглядят вовсе не безупречно, но они смогли обеспечить стране бурный рост и вывести ее на одну из первых позиций в мире. 

Однако необходимо понимать: не получится пойти по простому пути и скалькировать опыт какой-нибудь страны или сделать компиляцию из элементов промышленной политики разных государств. Такие попытки иногда возникали. К счастью, они так и остались на уровне теории, не претворялись в жизнь. Для эффективной индустриализации необходимо разрабатывать аутентичную промышленную политику с учетом специфики Беларуси. Нужно определиться по ряду принципиальных и стратегических вопросов. Какова роль госсектора? Будет ли он, как и раньше, тянуть на себе воз различных элементов социальной политики, или станет коммерческим активом, из которого государство извлекает выгоды через дивиденды? Какой будет система мотивации менеджеров? На каких условиях станут выстраиваться взаимоотношения с финансово-кредитными организациями, будут ли выдаваться госгарантии под привлечение кредитных ресурсов? Какими будут механизм распоряжения собственностью и принципы управления? Вопросов немало. К сожалению, в Беларуси некие инновационные идеи, принципы цифровизации, малого бизнеса нередко оказывались оторванными от производства. И так получилось, что сегодня работать в промышленности непрестижно. Независимо от зарплаты. Сформировался стереотип, что промышленные предприятия являются каким-то атавизмом, не сегодня-завтра отомрут. Так что информационное обеспечение тоже должно стать одним из элементов промышленной политики. 

«Действовать нужно уже сейчас»

— Надо признать: формирование промышленной политики — определенный вызов, так как придется ее создавать в условиях глобальной неопределенности. Происходит парад протекционизма, санкций, политических конфликтов. Шатание идет по всему миру. Совершенно и однозначно непонятна позиция России. Конечно, было бы очень логично формировать единую региональную промышленную политику в рамках ЕАЭС. Но насколько быстро удастся достигнуть консенсуса? На каких условиях? Будут ли единый рынок, единые условия и доступ к государственным закупкам для белорусских и российских производителей? И еще по очень многим вопросам предстоит определиться. 

Но действовать необходимо уже сейчас. На мой взгляд, в стране в любом случае нужно создавать сильные профильные индустриальные центры, в том числе в формате госкорпораций, чтобы консолидировать и максимально капитализировать наши активы. Не только в финансовом плане, но и в интеллектуальном, кадровом. Если в стране появятся серьезные игроки, хотя бы региональные, тогда можно на более сильных позициях вести переговоры (необязательно на правительственном, но и на отраслевом уровне) с российскими корпорациями, обсуждать проекты интеграции. Конечно, в российских реалиях есть много нюансов (и коррупционных, и касательно особенностей распределения прибыли), но, если правильно ставить вопросы, с российскими коллегами можно договариваться. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter