Задание на завтрак

Придорожный сервис в регионах пока общается в иностранными туристами на разных языках Скандинавы уже купили 30 % билетов на ЧМ-2014. Это значит, что шведы, норвежцы и датчане точно поедут к нам через Литву и Польшу. Там, как известно, проблем с общепитом и ночлегом не возникает. Через каждые 10 километров обязательно встретишь бистро, кафешку, базу отдыха с комплексом услуг. У нас в регионах такие объекты тоже периодически открывают, не исключение и Гродненщина. Но что они предлагают искушенному посетителю? Анализ показал: иностранцы в лучшем случае останутся голодными, в худшем — окажутся на больничной койке. Как удобно путешествовать по миру на собственном авто! Полноценный отдых и «заправку» могут обеспечить кафе, ресторанчики, кемпинги, зоны отдыха и магазины. Проще говоря, придорожный сервис. Чтобы проверить, каков он в реальности, надо просто отъехать с десяток километров от областного центра и заговорить на английском. — Good afternoon! Do you speak English? Please, one cup of tea and a sandwich? — обращаюсь к продавцу магазина «Колосок» на трассе М-6 в районе деревни Песчанка. Продавец сделала глаза неправильной формы и попробовала объясниться со мной жестами. В этот момент я вытащила из сумки купюру с изображением президента Джексона, на что та замахала руками и выпалила, что доллары не принимает. Правда, уже через пять минут нашлись желающие обменять мои доллары на белорусские рубли, и я все же получила чай в пластиковом стаканчике и пирожок с повидлом. Не скрою, хотелось бы чего-то более калорийного, но ни супчика, ни вторых блюд в мини-кафе не предложили...

Придорожный сервис в регионах пока общается в иностранными туристами на разных языках

Скандинавы уже купили 30 % билетов на ЧМ-2014. Это значит, что шведы, норвежцы и датчане точно поедут к нам через Литву и Польшу. Там, как известно, проблем с общепитом и ночлегом не возникает. Через каждые 10 километров обязательно встретишь бистро, кафешку, базу отдыха с комплексом услуг. У нас в регионах такие объекты тоже периодически открывают, не исключение и Гродненщина. Но что они предлагают искушенному посетителю? Анализ показал: иностранцы в лучшем случае останутся голодными, в худшем — окажутся на больничной койке.

Ду ю спик инглиш?

Как удобно путешествовать по миру на собственном авто! Полноценный отдых и «заправку» могут обеспечить кафе, ресторанчики, кемпинги, зоны отдыха и магазины. Проще говоря, придорожный сервис. Чтобы проверить, каков он в реальности, надо просто отъехать с десяток километров от областного центра и заговорить на английском.

— Good afternoon! Do you speak English? Please, one cup of tea and a sandwich? — обращаюсь к продавцу магазина «Колосок» на трассе М-6 в районе деревни Песчанка.

Продавец сделала глаза неправильной формы и попробовала объясниться со мной жестами. В этот момент я вытащила из сумки купюру с изображением президента Джексона, на что та замахала руками и выпалила, что доллары не принимает. Правда, уже через пять минут нашлись желающие обменять мои доллары на белорусские рубли, и я все же получила чай в пластиковом стаканчике и пирожок с повидлом. Не скрою, хотелось бы чего-то более калорийного, но ни супчика, ни вторых блюд в мини-кафе не предложили.

Этот скромный деревенский магазинчик значится в списке объектов придорожного сервиса. Здесь нашли место под небольшой кафетерий. Правда, выбор предложенных блюд невелик: бутерброды, беляши, пирожки, сладкие коржики, кофе, чай. Пока я изображала иностранку, желание выпить по чашечке кофе изъявили водители двухъярусного автовоза, перегонявшие новенькие иномарки куда-то в Россию. Заодно дальнобойщики купили хлеба и сливочного масла — в дорогу. Вот такой нехитрый сервис.

Кушайте на здоровье

Нельзя сказать, что объектов придорожного сервиса не хватает катастрофически, — их довольно много. На бумаге. На деле практически ни один из них не соответствует современным требованиям, включающим в себя комплекс услуг: АЗС, СТО, мойку, гостиницу, пункт общепита и связи. Согласитесь, разве соответствует вышеупомянутый сельский магазин хотя бы нескольким параметрам?

— Сегодня вопрос качества объектов придорожного сервиса, как никогда, актуален: это связано с Годом гостеприимства и предстоящим чемпионатом мира по хоккею, — считает Александр Садовничий, первый заместитель председателя КГК по Гродненской области. — Туроператоры уже знают о состоянии некоторых придорожных кафе и попросту стараются там не останавливаться. Несмотря на многочисленные проверки, нарушения повторяются с завидным постоянством. Дойдет до того, что иностранцы будут пулей пролетать нашу область в надежде поскорее добраться до Минска.

— Нарушения одни и те же: не работают терминалы, про расчет по MasterCard вообще речи нет, режим работы придорожных кафе часто с 8.00 до 17.00. Нет сувенирной продукции, кофе-машин, все таксофоны находятся в неисправном состоянии, отсутствует меню на английском. Но главный бич — просроченные продукты питания, — сетует Светлана Сивирчукова, начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК. — Особенно это касается объектов питания потребительской кооперации.

Кафе «Арника» (поворот на Ивье, трасса М-6) при проверке было закрыто, посетителей даже не пустили в туалет, предложив прогуляться в ближайший лесок. А вот кафе у трассы с таким же названием — «М-6» — вообще побило все рекорды нарушений. В продаже имелась фасоль, срок годности которой истек больше года назад, а также другие продукты с теми же проблемами. В том числе и винно-водочная продукция. За столиками можно было наблюдать местных жителей, пришедших сюда «со своим». Что творится там вечером, вообще отдельная тема.

Драники у дороги

Часто не удается отыскать критерии отнесения магазинов и ресторанов, расположенных в населенных пунктах, к объектам придорожного сервиса. Из 70 магазинов 30 находятся в населенных пунктах и используются для облуживания местных жителей. Конечно, в ресторане «Провинция» (трасса Р-41 Слоним — Мосты — Скидель — граница Литвы) и отечественный, и иностранный путешественник сможет ощутить весь колорит местной культурной традиции. Здесь вам и драники со сметанкой, и борщ, и жаркое — все свежеприготовленное, никаких полуфабрикатов из микроволновки. Но это опять же лишь одна услуга из необходимого комплекса. Где заправить бак, переночевать, запастись автомелочами? Ответы на эти вопросы проезжающему придется искать самому.

Но продолжим наше путешествие, на этот раз в сторону литовской границы. Если ехать по трассе Р-42 Гродно — Гожа — граница Литовской Республики, практически у самой границы в окружении сосен-великанов увидите двухэтажный особнячок. Гостиницу и ресторан на 25 мест арендует частное торговое предприятие. В просторном холле гостиницы — бар, ЖК-телевизор, огромный деревянный стол, за которым (при желании) можно и свадьбу разместить. Раньше частенько заезжала сюда, но лишь однажды удалось побывать внутри. Вот и на этот раз входная дверь оказалась закрыта. Скатертью дорожка!

Километры равнодушия

По пути в Гродно увидела у обочины фуру с литовскими номерами. Остановилась спросить о белорусском гостеприимстве на дорогах. Водитель улыбается и отвечает, что у нас неплохие дороги, хорошие люди. Но, по его мнению, мест для отдыха все же маловато — не помешали бы пара скамеек, столик и, простите, туалет.

Несколько таких площадок (а их, несомненно, можно отнести к объектам придорожного сервиса) для отдыха водителей оборудовали в живописных местах Гродненского района. Например, на автодороге Р-99 Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно. На площадке с красивыми резными беседками встречаю молодую маму с ребенком. Женщина часто ездит в Гродно, но маленькие дети тяжело переносят дальние поездки. Поэтому она рада возможности отдохнуть в пути. Не надо искать придорожные кустики в случае необходимости.

Но пока таких уголков катастрофически не хватает. До сих пор на некоторых трассах Гродненщины объектов торговли, питания, а также АЗС нет на протяжении 57—86 километров.

Соседи-поляки искренне недоумевают, почему у нас до сих пор нет хотя бы одного такого придорожного комплекса, как у них. Ведь на дорожном сервисе можно неплохо зарабатывать, что они с успехом и делают. Когда же у нас появится множество маленьких уютных кафешек, бистро, трактиров и таверн? Дело тут не в названии, а в добротной кухне, приятном обслуживании, настоящем сервисе по-белорусски. Пока же контролирующие органы печально констатируют: Гродненщина плохо готова к приезду западных болельщиков. 

---------------------------------------------

Только цифры

Протяженность республиканских автомобильных дорог Гродненской области составляет 2120 км. По данным Главного статистического управления, в 2012 году в области функционировал 51 объект общественного питания и 66 торговых объектов. В 2013 году цифры увеличились ненамного — 56 точек общественного питания и 70 объектов торговли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter