Задание на завтра

В школах реформа, пожалуй, никогда не останавливалась. Но наиболее быстрыми темпами она пошла в начале 90-х годов прошлого века. Толчком к переменам послужили известные политические события. Из учебных программ изымались разделы и целые книги. Многое переосмысливалось и переписывалось. Вводились новые предметы. Поменялась шкала оценок. Появились классы-”нулевки”, а еще — гимназии, лицеи, колледжи. Это был порой болезненный, порой ошибочный, а во многом и удачный процесс адаптации среднего образования к изменившимся реалиям. Пройден огромный, сложный и неоднозначный путь. Настало время остановиться, осмотреться и взять из наработанного багажа самое ценное, чтобы идти дальше. В Беларуси впервые разработан законопроект “Об общем среднем образовании”. По каким же правилам теперь будет строиться учеба? Об этом беседа с председателем Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Владимиром Здановичем.

— Владимир Матвеевич, какие предложения не вошли в законопроект?
— Жаркие споры были вокруг предоставления права на обучение в семье. То есть чтобы ребенок мог не ходить в школу, а ему преподавали бы премудрости наук дома. Бабушки, дедушки, гувернантки, частные учителя. Но мы не пошли на это. Можно ли дома создать все условия для полноценного обучения? По крайней мере, я таких домов не знаю. А вот на базе детских дошкольных учреждений можно будет учиться до четвертого класса включительно. Правда, учить должны будут школьные педагоги.
— Десятибалльная система оценок сохраняется?
— Суть не в количественной составляющей. В СССР, несмотря на продекларированную пятибалльную шкалу, существовала в основном трехбалльная. Двойки и единицы выводились за четверть или год в редких случаях. Однако существовали и три с плюсом и четыре с минусом. А во время моей учебы в БГУ даже ставили единицу с минусом. Так что жесткое закрепление шкал всегда носило достаточно условный характер. Сегодня, как правило, ставят в дневниках от 1 до 10. Причем 1 больше 0, а значит, знания оценены положительно, можно переводить в следующий класс. Из своего же наблюдения скажу, что оценочная система, какой бы совершенной она не казалась, к повышению качества знаний имеет весьма опосредованное отношение. В проекте закона мы эту цифровую тему обошли вниманием потому, что сегодня уже, например, при тестировании используются и 100 баллов. Находит к тому же применение и принцип рейтингов. И нужно ли в законе оговаривать какие-то строгие рамки?

— Много было разговоров о возможности введения единой школьной формы.
— Из своей молодости я помню эти коричневые платья для девочек и синие костюмы для мальчиков. Что в этом хорошего? При обсуждении в парламенте сейчас дебатировался вопрос о деловом стиле одежды. Но деловой стиль одежды — это не правовой термин. Сегодня моден деловой стиль, а завтра — другой. Закон же — документ долгосрочного действия. Впрочем, если в каком-то учебном заведении введут свою форму, то это можно только приветствовать.
— Ваше мнение о попечительских советах? Они порой превращаются в структуры мало того что с расплывчатыми функциями, но еще и занимающиеся поборами с родителей учеников.
— Скажу больше. Мы предлагали ввести в закон статью о вымогательстве. Конечно, сама по себе идея попечительских советов прекрасна. Суть ее в том, чтобы находить людей состоятельных, заинтересовывать их в делах благотворительных и тем самым освободить директоров от снабженческо-строительных нагрузок. Но у нас эта прекрасная идея воплотилась не самым лучшим образом. Попечительские советы пошли по пути наименьшего сопротивления — стали собирать деньги со всех родителей. Причем кое-где это переходит уже все разумные пределы. Но, думаю, Министерство образования здесь может навести порядок и в рамках имеющихся полномочий. А наказание за вымогательство предусмотрено Уголовным кодексом.
— Сегодня разнообразие “заведений школьного типа” более чем богатое. Но не скрывается ли за разными вывесками одна и та же суть?
— Раньше все работали по одинаковым правилам. Затем появились гимназии, лицеи и даже детсад-школа. Но и это не все. Есть ясли-сад-школа, школа-колледж, лингвистическая гимназия-колледж, гимназия-колледж искусств. Так и до абсурда недалеко. Остается записать только: роддом-школа и школа-университет. А если серьезно — за каждым новым названием кроется расход финансовых средств на специфические программы, учебники, штатное расписание, материально-техническую базу. Кроме того, неизбежно ухудшение управляемости системой и, как самое негативное, возникновение условий для расслоения общества. Однако в то же время нельзя ставить барьер для появления нового. Сейчас предлагается заметно уменьшить типовой перечень школ, однако вместе с тем предусмотрена возможность создания новых, деятельность которых будет определяться Президентом Республики Беларусь.
— Останутся ли частные школы?
— Да. Это гарантировано Конституцией. Впрочем, тенденция сегодня такова: за последние пять лет число учеников у “частников” уменьшилось почти вдвое.
— Будет ли обязательным среднее образование?
— В законопроекте закреплено право на доступность и бесплатность обучения. Но пока только общее базовое образование (10 классов) является обязательным, хотя уже взят курс и на переход к обязательному общему среднему (12 классов).
— В первый класс — с шести лет?
— С шести лет или более позднего возраста, но ни в коем случае не раньше. Педагогам известно, что, к примеру, у трехлеток иногда проявляются особенности вундеркиндов. Они запоминают и пересказывают огромные тексты, особенно в стихотворной форме. Через полгода это проходит. Усадив такого малыша за парту, мы могли бы разрушить его психику и физическое здоровье.
— Допустимы ли экзамены при приеме в первый класс?
— Ничего подобного не будет. Никаких экзаменов, никаких медико-психолого-педагогических комиссий, только заявление родителей и медицинское заключение. Конечно, за исключением приема в начальные классы с изучением предметов художественно-эстетической и спортивной направленности, где необходим учет талантов и способностей. Даже зачисление в классы последующих ступеней с изучением отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, профильным обучением осуществляется лишь по заявлению учащихся или их родителей.
Не будет и никакого деления детей на “наших и чужих” в зависимости от места проживания. Каждый имеет право учиться там, где хочет. Но прием в гимназии, лицеи имеет свои особенности. Здесь без вступительных испытаний не обойтись. Однако если ребенок принят в гимназию, то после окончания им десяти классов он имеет право без всякого конкурса продолжить учебу дальше.
В начальной же школе не будет никаких классов с углубленным или повышенным изучением предметов, а также надуманных специальных дисциплин. Разрешается только изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков и предметов художественно-эстетической и спортивной направленности. Знания первоклашек и второклашек запрещено оценивать в баллах.
Во всех школах изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков станет обязательным.
Национальные меньшинства могут создавать школы и классы, в которых обучение и воспитание может вестись на их родном языке. Кстати, такое сегодня редко встретишь в других государствах.
— Было 10 лет учебы. Затем стало 11. Нынешние 12 лет — это всерьез и надолго?
— В подавляющем большинстве стран мира общее среднее образование получают в течение 12—14 лет, но главное — 80 процентов наших детей уже учатся по программам двенадцатилетней школы. Опять все ломать, выпускать новые учебники и так далее было бы просто неприлично. Мы хорошо помним, как в начале девяностых прошлого века начальные школы перешли в обучении на белорусский язык, а затем — вновь на русский. В итоге полный провал. Многие не умели писать и читать ни на том, ни на другом.
И еще. Учебные планы будут устанавливать не только максимально допустимую нагрузку, но и минимальную, обязательную. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, не было перегрузок, а с другой — давалось высокое качество знаний.
— Какое предельное количество учеников допустимо в классах?
— В обычных — не более 25. Но здесь нужно добавить: в I—IV классах, классах с изучением учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, с профильным обучением, гимназических и лицейских классах, в вечерних (сменных) школах — до 20 учащихся. Замечу, что эта “пониженная норма наполняемости” коснется почти 80 процентов всех белорусских школьников. Мы полагаем, что она скажется на проведении уроков и одновременно приостановит, повернет вспять процесс сокращения педсостава — появятся тысячи новых классов. На современном этапе государственного развития мы можем себе это позволить. За последние пять лет число школьников уменьшилось на 244 тысячи, учителей — на 6,5 тысячи, а школ — на 520. Финансирование же системы образования из года в год увеличивается. Возможно, уменьшение наполняемости классов приведет к некоторому увеличению количества учащихся, занимающихся во вторую смену, но процент роста во многом зависит от органов управления на местах.
— Каникулы не сократятся?
— Еще год назад вынашивались планы продления занятий до конца июня, так как количество уроков перестало умещаться в обычный учебный год. После вступления в силу закона мы не войдем в историю разрушителями детского летнего отдыха. На наш взгляд, гораздо полезнее откорректировать программы, избавившись в них от наносного, ненужного материала. Для всех учеников устанавливаются летние каникулы продолжительностью не менее двенадцати календарных недель. В течение учебного года — не менее тридцати дней, а для первоклашек и второклашек — дополнительно еще неделя.
— О выпускных экзаменах. Когда появятся единые на многие годы вперед правила?
— В проекте закона сказано, что о перечне предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, о формах их проведения ребята будут знать за год, а не так, как сейчас, когда правила игры меняются буквально за пару месяцев до начала выпускной и вступительной кампаний.
Предусмотрены по-прежнему случаи освобождения выпускников от экзаменов в случае болезни и иных оснований (баллы в аттестат пойдут из годовых отметок). Сохраняются аттестаты с отличием, золотые, серебряные медали и похвальные листы. Кстати, в прошлом году число золотых медалистов по республике было 1075 человек (1,1 процента от всех выпускников), серебряных — 1789 (1,9 процента).
— Когда-то профессия учителя была едва ли не самой престижной. Потом были годы не самые лучшие. Сегодня наметились положительные тенденции. Школьный преподаватель закладывает фундамент, на котором каждый, взрослея, будет строить свою жизнь. Но речь нужно вести не только об обязанностях, но и о правах. Какие же и у кого теперь права?
— Родители имеют право выбирать школу для своего ребенка, а вот вмешиваться в выбор педагогическим работником методов обучения и воспитания, соответствующих законодательству, не допускается. На первой и второй ступенях обучения нельзя исключать из школы за неуспеваемость, допускается это лишь в 11—12 классах.
В отношении школьников в законе уже появились такие слова, как обязаны “уважать”, “достойно вести”, “подчиняться”, “выполнять” и “соблюдать”. Считаем это правильным, потому что настоящим гражданином не сможет стать человек, умеющий лишь требовать от общества и не имеющий понятия об ответственности.
Обязанности же педагогов напрямую связаны с тем, что учитель должен быть примером для своих подопечных. Это касается не только профессиональной подготовки, но и поведения, образа жизни.
— Сегодня на преподавателей возложено много функций, в том числе и зарабатывание денег. Правильно ли это?
— Финансирование учебных заведений идет из госбюджета. Но никто не запрещает зарабатывать и дополнительные средства, в частности от платных образовательных услуг. Однако в последнее время здесь произошел перегиб. “Сверху” директорам стали спускаться увеличивающиеся из года в год, не учитывающие реальных возможностей “планы по доходам из дописточников”. За невыполнение планов директора наказывались материально. Мы увидели в этих действиях стремление отдельных руководителей решить накопившиеся проблемы самым легким способом. Самым легким, но не самым правильным. Школы должны учить и воспитывать, а не искать средства на свое содержание. Характерно, что на наши вопросы о документе, узаконивающем подобные финпланы, чиновники лишь пожимали плечами. Его просто нет. Поэтому в законопроекте и появилась норма, запрещающая устанавливать для государственных общеобразовательных учреждений нормативы осуществления деятельности, приносящей доходы, а также нормативы получения доходов из дополнительных источников финансирования. Не будет больше цифр и “процентов роста”. Есть возможность оказывать платные услуги — пожалуйста. Нет — никто за это на ковер не вызовет.
— Когда закон вступит в силу?
— Через 6 месяцев после его официального опубликования. То есть в нынешнем календарном году, возможно, еще не все его рациональные моменты найдут применение в реальной жизни. Но уже в ближайшей перспективе учебный процесс заметно изменится.
— Палата представителей приняла законопроект в двух чтениях. Однако Совет Республики отправил его на доработку.
— Замечания не были концептуального характера. Мы их учли. И еще на этой сессии планируем рассмотреть проект закона на пленарном заседании.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter