Почему ведущие университеты развивают дистанционное образование

Задание на дом

Быстрая цифровизация мирового сообщества резко обострила проблемы и, пожалуй, даже кризис традиционного высшего образования. Эти проблемы носят мировой характер. Глобальные лидеры образования — и те не могут быть уверены в завтрашнем дне. Многие вузы живут чуть ли не в парадигме прошлых времен, когда хорошие преподаватели и хорошая библиотека определяли качество университета. Интернет же “разрушает” традиционные библиотеки и создает конкуренцию преподавателям.

callsprout.com

Если говорить о Беларуси, то у нас действительно хорошее высшее образование, которое подготовило технократическую ИТ-элиту. Благодаря этому имеем сегодня Парк высоких технологий, удачные стартапы. Но, к сожалению, советский запас прочности не вечен. Нужны “новые университеты” (естественно, нельзя разрушать то, что есть, — БГУ, БГУИР, БНТУ и другие). Как их построить? Только через эксперименты. Естественной площадкой для них может стать ПВТ. На основе удавшихся экспериментов можно в дальнейшем как создавать совершенно новые образовательные структуры, так и мягко модифицировать уже существующие.

Собственно, по такому пути идут мировые лидеры в сфере образования. Сначала ведущие американские университеты (в первую очередь Массачусет, Стенфорд, Гарвард), затем в процесс включились передовые вузы Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур), сейчас уже и некоторые европейские и российские. Один из самых значимых трендов — это быстрое развитие дистанционного образования в виде образовательных онлайн-платформ. Самая известная такая платформа — Coursera. Она основана профессорами Стенфорда и позволяет пройти полный интерактивный курс университета пока бесплатно. Например, в 2016 году по ней обучалось более 15 миллионов человек.

C какими же новыми вызовами мы сталкиваемся в современном университетском образовании? Во-первых, работа с огромными объемами информации. Нам дали бесконтрольный доступ к огромному информационному потоку. Казалось бы, появляются и колоссальные потенциальные возможности развития. Но мы плохо учимся и учим (в том числе и в университетах), как с этой информацией работать, чему можно верить, а чему нет. Раньше, когда информация попадала в СМИ, она проходила хотя бы какую-то экспертизу (цензура тоже своего рода экспертиза). А сейчас мы не знаем об истинных мотивах авторов тех или иных сведений, публикаций, но в силу традиций часто им верим.

Во-вторых, повсеместно происходит резкое снижение усредненного уровня образования — как базового, так и высшего. В Европе определенную негативную роль играет Болонский процесс, обеспечивая псевдомобильность. Растет разрыв между качественным образованием для узкого слоя и массовым обучением. Нас эти процессы также затрагивают. Те вузы, которые были выше среднего, мы рискуем через стандартизацию по-болонски загнать в середнячки. В то же время крупнейшие европейские вузы (британские Кембридж, Оксфорд, французская Сорбонна, немецкий университет Гумбольдта) по болонской системе не работают. А ведущие американские вузы об этом вообще ничего не знают.

Добавлю еще и рост документооборота и отчетности. Причем компьютеризация лишь усиливает никому не нужный информационный вал таких документов.

В-третьих, значительно возрастает роль дистанционного образования.

Дистанционный курс видеолекций, например, от нобелевского лауреата, могу предположить, интереснее, чем так называемый живой курс от среднестатистического доцента. Причем многие такие курсы в интернете бесплатны. Наши студенты все чаще их используют. А совсем скоро молодые люди вообще смогут не посещать традиционные занятия, а изучать учебную программу онлайн. К сожалению, не от наших университетов.


Дистанционное обучение может сформировать новые типы преподавателей. Например, первый тип — авторы, второй — учителя, третий — организаторы. Термины пока весьма приблизительные. Авторы отвечают за контент. Цифровой учебный материал может меняться очень быстро, гибко в зависимости от потребностей учебного процесса. В частности, от обучаемого контингента. Учителя будут работать с обучаемыми “вживую”, через различные формы занятий: дистанционно, индивидуально, коллективно. Организаторы будут отвечать в целом за образовательный процесс, смотреть за порядком. Со временем развитие технологий и накопление больших баз данных позволит в значительной степени передать роль организаторов, например нейросетям (в части создания индивидуальных образовательных треков, программ).

Сейчас передовые университеты и дистанционные образовательные центры, по сути, ведут охоту за талантами. Причем этот процесс быстро автоматизируется. Например, такой проект, как Coursera, способен полностью анализировать, как вел себя студент во время учебы, и на основании этой информации можно уже выбирать подходящие кадры. Компании ведут поиск талантов чуть ли не в автоматическом режиме. А это может привести к оттоку талантов из страны. Тем более что молодежь становится все более мобильной. Растет глобальная конкуренция за лучших студентов и лучших профессоров.

Еще один момент. Очень скоро может исчезнуть необходимость в дипломах. Прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться временными и пространственными рамками. Массовым явлением станут центры сертификации, в которых будут оцениваться навыки и компетенции. В перспективе накопленный интеллектуальный багаж будет одним из ключевых элементов системы образования, а цифровизация сделает его доступным и прозрачным.

Возможно, этот процесс существенно ускорит технология блокчейн. Фактически уже сейчас можно на ее основе описывать индивидуальный трек компетенций и навыков (образовательную траекторию) человека в течение всей жизни. И сразу же отпадает необходимость дневников, зачетных и трудовых книжек и так далее. Переход к таким индивидуальным образовательным трекам изменит и процесс трудоустройства.

Если говорить о краткосрочной перспективе, то система образования должна больший акцент делать на подготовке специалистов в интересах цифровой экономики. Новые профессии возникают настолько быстро, что становится невозможно предугадать, какие специалисты потребуются через 4—6 лет. Персональные траектории развития обеспечат гибкость в подготовке кадров для ответа на изменяющиеся запросы рынка и сделают обучение для студентов более интересным.

По оценке моих учеников, работающих в США, в будущем все большую роль могут играть корпоративные университеты для конкретных компаний. Можно прогнозировать и сохранение элитного сегмента университетского образования в качестве своеобразных фабрик новых знаний, которые привлекают интеллектуалов.

Изменившиеся социально-экономические условия (и в первую очередь цифровая трансформация) требуют поиска нового позиционирования высшего образования и построения новых типов и моделей университетов. У айтишников пользуется популярностью понятие “прототипирования”, то есть процесс построения функционирующего прототипа (макета) реальной системы (программного продукта). Так, видимо, и нам необходимо быстро создавать прототипы “университетов будущего”. И, кстати, система ПВТ способна на сегодняшний день стать инкубатором для быстрого создания прототипа такого университета.

Александр КУРБАЦКИЙ, профессор БГУ

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter