О главных итогах августовского форума минских педагогов

Задачник для школы

Последние дни лета для работников системы образования проходят в кабинетах и конференц–залах. Традиционно обсуждаются итоги прошлого года, строятся планы на новый. Каждый доклад на августовских форумах — это всегда буря поднятых эмоций, ведь сидящие в зале учителя, внимательно слушая и конспектируя очередную идею, тут же прикидывают, чем она обернется: позитивными переменами или дополнительной бумажной волокитой?

В канун старта учебного года поводов для дискуссий особенно много. Уже известны результаты вступительной кампании — одного из показателей того, как школьники распорядились полученными за партами знаниями. Вот и на форуме минских учителей тема обсуждалась со всех сторон. Как–никак именно Минск задает тон в образовании и первым испытывает на себе все его новые веяния. Здесь и прозвучало предложение: школам нужно уделить серьезное внимание портфолио одаренных учеников — пусть вузы знают, что к ним пришла элита. Сидящие рядом со мной в зале учителя пустились в рассуждения: мол, и правда, а то нехорошо как–то получается — яркие в масштабах школы ребята растворяются или в общей массе студентов, или в вузах соседних стран. Достаточно вспомнить Гену Короткевича. Звезда белорусской школы и многих предметных олимпиад, талантище, он в последние годы ассоциируется с российским вузом...

Впрочем, минувшая вступительная кампания в очередной раз стала не только поводом для гордости за выпускников, но и поводом для размышлений. Например, акцентирует внимание министр образования Михаил Журавков, по результатам ЦТ есть вопросы к некоторым гимназиям. Их выпускники явно не блеснули знаниями и получили на экзаменах не самые высокие баллы. В прошлом году именно по этой причине четыре гимназии Гродненщины потеряли свой привилегированный статус. И то верно, раз назвался гимназией — соответствуй, будь добр. А школы, наоборот, подтягивают уровень, недаром 2015 — 2016–й учебный год уже окрестили годом профильного обучения. Только в Минске открыто 200 профильных классов, а нынче обещают еще примерно 230. Но попутно стало понятно: нужна и допрофильная подготовка с 8-го класса, в том числе и для того, чтобы школяр осознанно определился, какие предметы хочет изучать более глубоко. Впрочем, идея не новая, не раз ее выдвигали опытные педагоги. Хорошо, что их наконец услышали.

Не могли не обсудить и зарплату педагогов, расчеты которой Правительство собралось упростить. Предложений много. В частности, о том, как сделать платные услуги действительно привлекательным дополнительным источником дохода. А что молодые специалисты, которые сразу после университета приходят в школы? В Минске тенденция была неплохая: если в 2012 году 40% молодых специалистов после распределения оставались в школе, то в 2014–м — уже 60%. Но в прошлом году получилась достаточно пестрая статистика: где–то контракт продлили 60% молодых специалистов, а где–то — лишь каждый четвертый. Наверняка будь у начинающих педагогов хотя бы местечко в общежитии, картина выглядела бы иначе... Тем временем то и дело всплывают вопросы по аттестации. Главная претензия к учителям со стороны начальства — не стремятся повышать свою категорию. То ли из–за неуверенности в себе, то ли из–за отсутствия необходимых условий. Хуже того, 16% тех, кто претендовал на высшую категорию, экзамен не прошли. Опять–таки напрашивается вопрос: в чем причина? И в учителях ли только дело?

А вот проблема, которую до сих не удалось сдвинуть с мертвой точки — участие родителей в процессе воспитания детей. Педагоги в один голос говорят: «Мы устали противостоять потребительскому отношению к школе!» Только она должна, только она обязана. Так, может, предлагает председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик, пришло время создать городской родительский совет? Войдут туда наиболее ответственные мамы с папами... «И что дальше?» — вздохнула в ответ директор одной из столичных школ. А ведь и правда, дальше–то что? Как это должно работать на практике, похоже, не понимает и не представляет никто. С одной стороны, все осознают: участие родителей в образовательном процессе нужно увеличивать, вот только по каким вопросам? Не лучше ли каждому заниматься своим делом: школе — учить, а родителям — воспитывать детей на личном примере?

pasiyak@sb.by

Фото hvylya.net

Советская Белоруссия № 165 (25047). Вторник, 30 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter