Александр Лукашенко встретился с первым заместителем председателя Правительства Александром Турчиным

Задачи текущего периода

Программа деятельности обновленного состава Правительства, как известно, уже сверстана. В ближайшее время Премьер–министр Сергей Румас представит ее Парламенту. Документ уже передан депутатам для изучения. Его положения оживленно обсуждаются в экспертных и журналистских кругах. Но какими бы ни были действия экономического штаба, базовый принцип всегда должен оставаться неизменным. Об этом напомнил Президент во время рабочей встречи с первым заместителем председателя Правительства Александром Турчиным:

— Правительство — это коллективный орган, и решения там принимаются коллективом. Это должно свято соблюдаться, и я уделяю очень большое внимание стилю работы Правительства.



Не только стиль деятельности Совмина обсуждался на встрече. Не меньше внимания было уделено и вопросам цифровизации экономики. Надо сказать, что это уже не нацеленный в будущее концепт–проект, а насущная необходимость нынешнего дня. Цифра неудержимо проникает во все сферы жизни и деятельности. Высокие информационные технологии уже давно перестали быть вещью в себе. Именно они становятся локомотивом, который выводит на новый уровень и традиционные отрасли хозяйствования. Однако вернемся к теме деятельности Правительства в целом.

Начиная разговор с Александром Турчиным, Александр Лукашенко напомнил собеседнику, что при назначении нового руководства Совмина перед ним ставилась задача как можно быстрее разобраться со своими функциональными обязанностями:

— Времени прошло уже немало, но — тишина. И я просил вас заняться прежде всего этим вопросом, поскольку лучше вас в этом никто не разберется. Вы руководили Аппаратом Правительства. Кому, как не вам, сейчас, учитывая возможные недоработки, недостатки в организации работы Правительства в прошлом, исправить ситуацию?

Президент на стал скрывать, что к нему поступает различная информация о начале работы обновленного состава Правительства. Есть сигналы и о том, что Совмин намерен заниматься исключительно некоей стратегией. На этот счет последовало принципиальное предупреждение:

— Правительство будет заниматься не только выработкой стратегии. Это, кстати, не ваша прерогатива. Стратегия у нас выработана. Она определяется Президентом, выносится на голосование на президентских выборах и утверждается Всебелорусским народным собранием. Возможны какие–то коррективы. Правительству никто не запрещает вносить предложения по корректировке. Но решения принимает Президент.

Задачи Совмина обширны и многогранны. На этом тоже заострено внимание первого вице–премьера:

— Правительство в Беларуси всегда занималось и реальным сектором экономики, и прочими вопросами. Поэтому придется делать все: и навоз вывозить на поля, и сеять, и убирать, и у станка стоять, и технологиями заниматься. В противном случае Правительство, которое будет сидеть в конторе и вырабатывать некую стратегию, не понимая, что происходит внизу, в Беларуси не надо.

Что касается цифровизации, то это важнейший, но все же один из элементов деятельности Правительства. Многое в этом направлении уже сделано. Но процесс продолжается, формулируются новые инициативы. Здесь главное не останавливаться, но в то же время хорошо продумывать действия.

Президент отметил:

— Разные были предложения. Они исходили в основном напрямую от айтишников. Создать чуть ли не отдельное правительство по цифровизации страны, министерство цифровизации, еще что–то. Мы уже много работаем над развитием IT–сферы. И началось это давно, еще когда создавали Парк высоких технологий, опыт нарабатывали. Сегодня этого опыта достаточно для того, чтобы совершать очередные шаги в развитии нашего не только IT–парка, но и цифровизации всей нашей Беларуси.

Разумеется, это не дань моде, делает важный акцент Президент. Это насущная необходимость. Вклада традиционных отраслей в экономику уже, очевидно, недостаточно. Но и от них отказываться неразумно. Передовые технологии должны органично дополнять традиционные, поднимая их на более высокий уровень.

Что касается IT–сферы, то Президент также сформулировал несколько вопросов:

— На каком уровне мы находимся? Что в ближайшее время нам надо предпринять? Как ответить на те вопросы, которые задают наши айтишники? Они, конечно, молодцы. Почувствовали, что деньги там можно заработать. А для этого нужны люди. Они готовы вкладывать свои средства в образование, в развитие и так далее. Это и хорошо, потому что льготы у них беспрецедентные. Надо потихоньку вкладывать сегодня, чтобы получить завтра больший доход, большую прибыль и большую рентабельность, а равно — эффективность их работы. Тем не менее мы не должны ошибиться. Не должны тормозить их. Будем создавать для них самые наивыгодные условия.

Нынешний разговор у Президента предваряет еще более основательное обсуждение темы. Президент распорядился подготовить Правительству вместе с представителями IT–сферы солидное совещание, чтобы на этом мероприятии принять окончательные решения по цифровизации экономики. После встречи Александр Турчин рассказал журналистам, что такое масштабное совещание будет собрано в первом квартале будущего года. При этом он уточнил:

— Масштабное в смысле целей и задач, а не количества участников.

По словам первого вице–премьера, к серьезному разговору будут приглашены руководители тех министерств, которые процессы цифровизации затронут в первую очередь:

— Это социальная сфера: здравоохранение, образование, ключевые отрасли реального сектора. Плюс наши специалисты и резиденты ПВТ.

Что касается изменений в работе Правительства, то в первом приближении Александр Турчин коротко сказал об этом так:

— В ближайшее время мы их формализуем... Я бы не говорил громко, что это реорганизация Правительства. Это возможное изменение функционала. В том числе и между вице–премьерами. Более определенно мы будем готовы это озвучить в ближайшее время.

На встрече также обсуждены вопросы, связанные с развитием транспортно–логистической системы, важные темы, касающиеся развития предпринимательства. В частности, работы Совета по развитию предпринимательства. С учетом последних кадровых изменений будет обновлен его состав. При этом сам Александр Турчин останется во главе этой структуры.

Еще один важный аспект. Во время встречи первый вице–премьер проинформировал Президента о том, что в нынешнем году IT–сфера работает с приростом выручки в 400 млн долларов и 40–процентным увеличением экспорта. При этом Александр Турчин убежден, что по итогам года эти показатели будут значительно выше.

Дмитрий КРЯТ.




РАЗГОВОР  У  ПРЕЗИДЕНТА

Какой быть экономике будущего?  Об этом докладывал Президенту первый заместитель Премьер–министра Александр Турчин. О подробностях этой рабочей встречи он рассказал в проекте телеканала «Беларусь 1» «Разговор у Президента». Предлагаем вниманию читателей печатную версию телеинтервью.


О значении IT–индустрии


— Приведу буквально несколько цифр. Парк высоких технологий. Для понимания его масштабности: сегодня и в выручке, и в экспорте услуг он прирастет на 400 — 450 млн долларов по сравнению с прошлым годом. Это рост от 40 и более процентов. Ни одна отрасль нашей экономики не дает такого эффекта и такого результата. Плюс к этому сегодня в этой отрасли работает уже больше 30 тысяч человек. Средняя зарплата — более 4 тысяч рублей. И, что немаловажно, это та молодежь, наша интеллектуальная элита государства, которая работает именно в нашей стране.

Следующее... Добавленная стоимость в этой сфере составляет более 90 процентов. Фактически почти вся выручка — это и есть добавленная стоимость. И сегодня вклад компьютерных, информационных услуг в прирост ВВП за 7 месяцев — порядка половины процента из 3,7. Это на самом деле очень весомый результат. Это говорит о том, что Президентом принято абсолютно справедливое и правильное решение по принятию Декрета № 8. Мне кажется, что уже не осталось скептиков, которые думают, что это не так.

О координации


— Мы выработали решение, что на текущем этапе функции координатора в IT–сфере возьмет на себя Министерство связи и информатизации. Президент поддержал наше предложение. Мы видим, что и Парк, и министерство должны стать локомотивами цифровизации экономики нашей страны. Но для этого необходимо выполнить ряд условий.

Проблема не в структуре, не в названии. Проблема в людях. В квалифицированных, компетентных людях, которые готовы работать в этой сфере. Какие наши предложения? Резиденты Парка, помимо того, что платят налоги в бюджет, производят 1 процент отчислений в фонд Парка. Они там аккумулируются. Но, к сожалению, сегодняшнее статус–кво Парка не позволяет расходовать эти средства на целый ряд проектов.

Мы видим необходимость создания по тому или иному направлению проектных офисов. Например, в сфере электронного образования. Это дополнительные, в помощь министерству, людские ресурсы профессиональных и компетентных специалистов, которым мы можем платить достойную заработную плату из средств фонда. Я подчеркиваю, ни одной копейки бюджетного финансирования.

Одно из направлений расходования средств — образование. Почему для нас это принципиально важным является? Потому что сегодня основная ценность не только в IT–сфере, но и в современной экономике в целом — это интеллект. Интеллектуальный потенциал. И мы сегодня за счет этого фонда на базе наших ведущих университетов планируем выстроить такие отношения, чтобы за счет средств этого фонда можно было помогать улучшать условия оплаты труда преподавательскому составу, оказывать грантовую поддержку студентам. То есть задача, чтобы наши вузы выпускали тех специалистов, которые нужны отрасли на текущем этапе.

Сегодня в фонде находится несколько десятков миллионов долларов. Думаю, что средств этих хватит. Но есть ключевые моменты. Сегодня в рамках действующего законодательства наблюдательный совет утверждается Президентом. Наше предложение состоит в том, чтобы направления расходования этих средств фонда определял Глава государства. Для этого необходим отдельный нормативно–правовой акт Президента, над которым мы уже сегодня работаем. Все четко и ясно: направления утвердил Президент. Наблюдательный совет утвержден Президентом. Наблюдательный совет контролирует расходование средств фонда. Четко и прозрачно.

Об электронном правительстве


— Я вижу здесь несколько блоков. Социальный: образование и здравоохранение. В двух словах на каких этапах и стадиях мы находимся. У электронного правительства две составляющие — система идентификации в виде ID–карты и информационного ресурса в виде ОАИС (Общегосударственная автоматизированная информационная система). По ОАИС мы готовим проект указа Президента, в ближайшее время внесем проект на рассмотрение. Опытные образцы ID–карты появятся к концу 2019 года.

Для чего это делается? Это не просто громкие красивые слова. ID–карты как система идентификации поможет гражданину получать от государства услуги в электронном виде. Это всевозможные справки и сведения. Что это даст? Мы убираем бюрократию, волокиту... Не надо стоять в очередях, ходить к чиновнику. А просто заходишь на интернет–портал и в электронном виде получаешь тот документ, который необходим. Это один из важнейших элементов построения IT–страны.

В здравоохранении совместно с Минздравом, IT–сообществом, с Минсвязи, с ОАЦ мы на завершающей стадии разработки технического задания для того, чтобы за счет средств Всемирного банка в ноябре разместить техусловия, чтобы начать конкурс на выбор поставщика услуги по формированию элементов нашего электронного здравоохранения.

В образовании мы чуть отстаем, хотя образовательные процессы не менее важны, чем медицина. Идеология, которую Глава государства одобрил, состоит в том, чтобы посредством электронной системы образования переходить к индивидуальному обучению. О чем речь? Мы получаем возможность путем оценки ученика, успеваемости, наклонностей выявлять сильные стороны. И образовательную систему строить под конкретного ученика. Мы в принципе будем двигаться к этому.

Следующий блок — цифровизация реального сектора. Пример из сельского хозяйства. Допустим, когда будут оцифрованы все параметры, мы будем видеть в режиме реального времени, когда были розданы корма, когда пришла корова на дойку, какой удой, какое качество молока... В области растениеводства — полностью оцифрованы поля: мы понимаем, какая урожайность, что посеяно, когда убрано. То есть будет создаваться такой информационный ресурс, в рамках которого невозможно что–то приписать, что–то изменить, и мы будем видеть реальную эффективность: сколько удой, какая урожайность. Это позволит принимать правильные управленческие решения. Все это уменьшит работу контролирующих органов. Для чего ходить проверять, приписано или не приписано, когда можно нажать на одну кнопку — и все видно.

О пилотных проектах на 2019 год


— Я встречался с коллегами из ПВТ, мы ведем предметную работу в этом направлении. Президент поручил в первом квартале 2019 года провести совещание с участием Главы государства по развитию цифровой экономики. К тому времени уже будут известны итоги года, результаты действия Декрета № 8 — и мы надеемся, что первые шаги в направлении пилотных проектов мы к этому времени также осуществим. Тем более что наша IT–отрасль конкурирует на равных в глобальной мировой экономике — на равных! — с Америкой, с Евросоюзом, со всем миром. И это не требует газа, иных материальных ресурсов. Думаю, мы сможем вырасти в этой сфере даже больше чем на планируемые 12%. Моя личная идеология: развитие этого сектора плюс модернизация действующего с помощью цифровых технологий.

О транспортно–логистических услугах


— Это та отрасль, на развитие которой, как и на IT, Правительство делает основную ставку. Причем и в текущем периоде, и в следующей пятилетке. Возьмите транзит грузов из Китая в Западную Европу железнодорожным транспортом. Сейчас контейнер идет по этому маршруту порядка 12 – 14 дней. Но мир ускорился, потребитель хочет получать товары поскорее. В этом году от транзита контейнеров через нашу страну мы получим около 50 миллионов долларов. При реализации же современных технологий, создании цифровых коридоров в ближайшей перспективе можем увеличить транзит через нашу территорию в 3 раза.

О малом бизнесе


— Мы предложили Президенту рассмотреть возможность отменить Указ № 488 — имплементировав в иные нормативно–правовые акты такие нормы, которые позволят поставить заслон лжепредпринимательским структурам. Президент поддержал эту инициативу, дал поручение обсудить это с Комитетом госконтроля и внести конкретные предложения. Сам по себе реестр лжепредпринимательских структур антагонизма в обществе не вызывает. Он нужен. Другой вопрос, на основании чего мы этот реестр формируем. И если субъект хозяйствования попадает в этот реестр лишь потому, что не находится по месту регистрации — наверное, это не совсем правильно.

О новом Налоговом кодексе


— Сказать, что мы получили идеальный документ, наверное, нельзя. Но хороших новаций в нем достаточно много. Да, еще остались некоторые неурегулированные вопросы, которые хотелось бы обсудить. И мы их обсудим на заседании Совета по развитию предпринимательства. Скажем, один из наболевших — повышающие коэффициенты на имущественные налоги (на землю и на недвижимость). В новой редакции Налогового кодекса предусмотрено поэтапное (в течение пяти лет) снижение повышающего коэффициента с 2,5 до 2. Мое мнение — это следует делать одномоментно, с 1 января 2020 года, не растягивая во времени. И повышающим коэффициентом сделать 2. А в будущем, как мне кажется, от этих коэффициентов следует полностью отказываться. И при разработке уже новой программы социально–экономического развития подойти к налоговой реформе — и даже, может быть, к кардинальному упрощению налоговой системы со снижением налоговой нагрузки на бизнес.

О Совете по развитию предпринимательства


— Первый раз Президент оказал доверие, когда назначил меня первым вице–премьером. А второй раз, когда сказал, что сегодня мне надо продолжать работу в роли председателя совета, за что я Александру Григорьевичу благодарен. Конечно, учитывая и последние кадровые изменения, состав совета будет обновлен. Вот мы больше года проработали в новом составе совета, с новыми функциями — и, наверное, нам надо посмотреть более прагматично. Какие–то новые функции, может, оптимизация старых, безусловно, найдут отражение в новой редакции Указа

«О Совете по развитию предпринимательства».


Мое мнение: немножко надо сократить количество членов совета. Потому что все люди уважаемые, занятые, иногда нам просто сложно собрать заседание совета. По разным причинам. Он должен быть более, что ли, мобильным, чтобы мы могли, может быть, чаще собираться. Это все дискуссионно, хотя я предполагаю, что до конца текущего года мы должны внести проект указа.

О предпринимательских советах в областях


— Твердой уверенности, что они работают так, как должны были, у меня нет. Очень многие проблемы идут из регионов. И решения тех проблем, которые «на местах», не скажу от всех, но от многих советов я не вижу. Может быть, это период становления, и пройдет время, они окрепнут и более решительно будут отстаивать интересы бизнеса.

О количестве обращений в совет


— Точную цифру не скажу, но обращений достаточно. Нам как совету хотелось бы, чтобы работала система, в том числе госорганов, судебная система и так далее. Иногда как совету вмешиваться, если прошли все стадии обжалования судебных решений, вплоть до Верховного Суда? В моем понимании вмешиваться совету в деятельность суда — это неправильно.

И бизнес требует, мне кажется, иногда невозможного. Еще раз подчеркну: совет — консультационный орган, мы можем обратиться, попросить, отстоять. Но, в конце концов, все должно делаться цивилизованно. Сегодня есть суд, мы можем помочь нанять адвоката, где–то поучаствовать как консультанты. То есть надо выстраивать нормальную систему отношений. А не так, что, извините, кто первый добежал — тот и прав.

В дальнейшем я вижу совет в роли органа, занимающегося стратегическими проблемами. Проработать на уровне экспертов и вынести толковое предложение по решению тех или иных вопросов. А не подменять собой госорганы.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter