Задачи по химии решаются в масках

Люди работают в непривычной тишине, без лишних разговоров и прибауток.
Люди работают в непривычной тишине, без лишних разговоров и прибауток. В маске и костюме химзащиты особенно не поболтаешь. Дни стоят теплые, и рабочие не тратят лишних сил на разговоры - и так приходится регулярно выходить на воздух, чтобы "проветриться". А запах на складе стоит терпкий, специфический. Однако опасные ядохимикаты пакуются в синие пластиковые бочки и закрываются герметически, чтобы никогда более не попадать ни в воздух, ни в землю...

Сюда, на территорию предприятия "Межрайагроснаб" в поселке Аульс, что под Гродно, свезли в свое время пестициды и прочие яды с разных колхозов Гродненщины - совсем небольшую часть. Здесь они хранились, пытаясь, так сказать, "вырваться на волю", - старые металлические бочки с жидкими химикатами проржавели, бумажные пакеты с порошками спрессованы, лежат на полу бесформенной массой. Все это нынче складывается в новые специальные бочки - прямо в старой упаковке вместе с изъеденной тарой.

"Если бы здесь был слой песка, так и его сняли бы и закатали под крышки", - объясняет мне один из рабочих. На Гродненщине для переупаковки ядов созданы две бригады, работники которых прошли медицинскую комиссию и специальное обучение. Хотя, как ни странно, не всем местным жителям нравится, что пестициды вообще начали "шевелить". Местные кладовщики возмущены запахом потревоженного яда и никак не хотят вникнуть в то, что переупаковка делается для их же пользы. Мол, лежало до этого закрытое и не пахло, а тут распахнули двери... Не думают люди о том, что было бы, если бы химикаты протекли в землю и грунтовые воды.

Зато о необходимости обезвреживания непригодных пестицидов, скопившихся на Гродненщине, первыми догадались... в Дании. Работы начались в Беларуси еще в 1989 году, после присоединения нашей страны к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Именно тогда по инициативе Министерства сельского хозяйства ненужные яды стали собирать по хозяйствам и накапливать их на складах. Но места хватило лишь для десятой части пестицидов Гродненщины, так что основная их часть так и осталась в колхозах. А в 2003 году организация DANCEE (Датское сотрудничество по окружающей среде в Восточной Европе) предложила гродненским властям свои услуги. Сначала был проведен пробный эксперимент по переупаковке непригодных пестицидов в Слуцке, куда прибыло 4.100 западноевропейских бочек. Затем датчане занялись Гродненщиной - поставили в область 100 - 200-литровые бочки - более 10 тысяч штук на 300 миллионов рублей. Покупку тележек, поддонов, весов, транспортные расходы, а также оплату труда рабочих взял на себя Гродненский областной комитет природных ресурсов и окружающей среды. Причем бочек в итоге не хватило и докупались они потом в Германии и России за средства природоохранного ведомства.

Немудрено, что тару пришлось докупать. Ведь сначала были сведения, что на Гродненщине хранится около 600 тонн непригодных пестицидов, но оказалось, что упаковать придется более 1.000 тонн ядов. Начальник отдела по агрохимическому обслуживанию предприятия "Гроднооблсельхозтехника" Иван Русинович разъяснил мне, что первоначально химикаты посчитали в чистом виде, не учитывая, что переупаковывать их необходимо вместе со старой тарой и грунтом, на котором они хранились (иногда вырезается даже кусок цементного пола). Вот и вышло, что уже сегодня масса изолированных ядов - более 1.000 тонн и еще осталось около 200.

Беда лишь в том, что переупаковка - не окончательный выход из опасной ситуации. Новые бочки будут служить спасением только лет 10 - 15, потом их срок годности истекает. За это время нужно принимать какое-то решение. Ведь ставить меньшую бочку в большую каждые десять лет - сизифов труд. Так что остается самый простой и надежный способ уничтожения пестицидов - сжигание при температуре 1.200 - 1.300 градусов, только тогда они будут обезврежены полностью. Печи, которые смогли бы дать такой жар, нашлись на Красносельском цементном заводе, но в этих установках не было соответствующих очистных фильтров. Иван Русинович сообщил, что сейчас планируется строительство специального завода или, проще сказать, установки для уничтожения пестицидов в Гомельской области, под Чечерском. Такой проект не требует много средств и эффективен не только экономически, но и экологически.

"А меры по переупаковке предприняты очень вовремя, - говорит Иван Александрович. - Ведь в экономически развитых странах культура хранения этой гадости уже совсем другая. Кстати, может быть, если сделать анализ, то наши пестициды окажутся еще вполне пригодными. Но они уже исключены из перечня средств, разрешенных к применению, потому что агрохимия развивается и совершенствуется, препараты становятся более безопасными для человека".

К сожалению, датская сторона уже завершила свой проект в нашей стране, и другим регионам, очевидно, придется решать "задачи по химии" своими средствами. Благо хозяйственники из западных регионов уже могут поделиться своим опытом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter