Задачи на предстоящую пятилетку

Обсуждаем Основные положения Программы социально-экономического развития

«Р» обсуждает Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы

Зинаида Пенькова, председатель координационного совета общественных и национальных объединений, политических партий и профсоюзных организаций города Могилева:

— В свое время мне довелось быть участником II Всебелорусского народного собрания. На нем царила незабываемая атмосфера. Впервые собравшись во Дворце Республики, делегаты буквально ловили каждое слово из выступления Президента страны. Мы все чувствовали, что глава государства не просто говорит об очередных задачах, которые придется решать в предстоящей пятилетке, а преследует цель широко обсудить эти проблемы с представителями народа, услышать их оценку как текущей работы исполнительной «вертикали» власти, так и ее перспективных планов. Каждый ощущал, что вносит свою лепту в принятие тех документов, которые будут определять дальнейшую судьбу нашего государства. И каждый думал: «А что я на своем рабочем месте могу конкретно сделать, чтобы эти многообещающие перспективы стали реальностью?» Теперь, когда я избрана делегатом IV всенародного собрания, собираюсь на этот форум с не меньшим волнением. Опыт показал: у руководства страны слова не расходятся с делом, все, что намечалось на предыдущих собраниях, неуклонно выполнялось. Поэтому на нас, делегатах, немалый груз ответственности. Ознакомилась с проектом основных направлений развития республики на 2011–2015 годы. Не могу не высказать удовлетворения, что приоритет отдается не только увеличению производства продукции, но и повышению ее качества, переходу наших предприятий на новые технологии. Только так мы сможем сделать наши товары более конкуренто­способными.

Несколько лет я проработала в торгово-экономическом отделе Посольства Беларуси в Российской Федерации и видела, с каким трудом удается продвигать наши изделия на этот огромный рынок — от Калининграда до Хабаровска. А что говорить о Европе, где требования еще более жесткие! Но качество – это только половина успеха. На собственном опыте убедилась, что без хорошей рекламы нашей продукции, продуманной и грамотной системы маркетинга, создания товаропроводящей и сервисной сети за рубежом ход туда нам закрыт. Мы должны серьезно задуматься об этом и предусмотреть немалые затраты для решения проблем, связанных с наращиванием экспорта. В связи с этим у меня большие надежды на реализацию договоренностей в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Готова поддержать любые инициативы нашего Президента, которые будут способствовать трансформации этих соглашений в реально действующий механизм, основанный на доверии и взаимном уважении сторон.

Как бывший работник сферы образования, не могу не сказать несколько слов и о другом. Не вызывает сомнений, что уровень образования в Беларуси весьма высок. Но наша республика непременно должна присоединиться к Болонскому процессу, подразумевающему единые европейские стандарты в образовательной системе. Негоже, когда дипломы, выдаваемые нашими вузами, не признаются в развитых государствах. Считаю, что если для подписания болонской декларации нам требуется скорректировать программы обучения или изменить что-то еще, то это нужно сделать.

Евгений Марукович, академик, директор Института технологии металлов Национальной академии наук Беларуси:

— На форум еду с хорошим, деловым настроением. Несколько огорчило то, что в проекте основных направлений развития страны на 2011—2015 годы довольно расплывчато говорится о науке. Когда читаю, что «обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных наукоемких производств», задаюсь вопросом: каким путем мы будем создавать эти производства? Среди шагов, направленных на решение этой задачи, есть такой: «развитие материально-технической базы науки». Хотелось бы знать, что именно подразумевают под этим лаконичным пунктом разработчики документа? Например, не ясно, будут ли и в каких примерно размерах ассигнования на научные исследования. Понимаю, что речь идет лишь об основных направлениях социально-экономического развития. Тем не менее, чтобы включиться в дискуссию, необходимо хотя бы немного ориентироваться в ее предмете. В последнее время приходится слышать очень много критики в адрес ученых. Мол, оторвались от жизни. Договорились до того, что надо чуть ли не свернуть фундаментальные исследования. Они, конечно, не дают сиюминутного результата, но без них невозможна прикладная наука. Почему-то строители, возводя здание, не спорят о том, нужен ли для него фундамент. Никто не возражает против тезиса о более активном внедрении науки в производство. Но любые прикладные разработки ученых никогда не найдут серьезного применения, если они не базируются на многолетних исследованиях. Приведу пример. Наш институт разработал не имеющий аналогов в мире метод непрерывно-циклического литья намораживанием высокоизносостойких деталей. Благодаря этому ноу-хау детали, скажем, поршневые кольца для двигателей, изготовленные из обычного чугуна, увеличили свою износостойкость в десятки раз. В Могилеве на основе изобретенного нами метода отливки создано предприятие «Технолит», без которого сегодня не могут обойтись ни МТЗ, ни МАЗ, ни БелАЗ, ни множество других заводов. Так вот, чтобы в головах ученых и инженеров возникла идея о намораживании, они должны были впитать научные исследования, которые велись на протяжении 50 лет. Потому-то инновационные технологии, которые нашей стране в основном приходится закупать в других государствах, стоят так дорого. А чтобы встать на собственный инновационный путь развития, в первую очередь нужно думать о выделении средств на науку. Разумеется, нам трудно это сделать. Но, думаю, государство вначале должно взять на себя хотя бы некоторые расходы. Вот, к примеру, в здании нашего института постоянно протекает крыша. Чтобы ее заменить, нужно потратить почти всю годовую выручку нашего учреждения. А на какие деньги потом проводить научные исследования? То же касается и закупки электронных микроскопов, приборов для анализа металлов, другой аппаратуры и техники. Все это дорого стоит, и вот здесь важна помощь государства. Так что в конкретных программах, которые будут приниматься на базе основных направлений развития республики, необходимо учесть эти наболевшие проблемы, в том числе по максимуму упразднить бюрократическую волокиту.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter