Задача: вложить в книгу душу

Вчера Президент встретился в своей резиденции с членами Союза писателей Беларуси. Он говорил с ними о жизни, литературе, политике и свободе творчества. О том, что государство не хочет диктовать писателям, что и как писать. Главное, чтобы в стране появлялись достойные книги. В ответ писатели говорили все больше о материальном...

Вчера Президент встретился в своей резиденции с членами Союза писателей Беларуси. Он говорил с ними о жизни, литературе, политике и свободе творчества. О том, что государство не хочет диктовать писателям, что и как писать. Главное, чтобы в стране появлялись достойные книги. В ответ писатели говорили все больше о материальном...


Председатель СПБ Николай Чергинец рассказал Президенту, что за пять лет союз «прирос на 442 человека». Сегодня в нем 567 членов. Среди них лауреаты Государственной премии, специальной премии Президента, заслуженные деятели культуры... Говоря о свежих книгах, писатель Чергинец воодушевленно сообщил: «Нам удалось завоевать внимание со стороны наших коллег в других странах!» Теперь, иронично переговаривались между собой журналисты, осталось немножко — завоевать внимание собственного читателя. И правда: кто сейчас с ходу назовет свежий белорусский бестселлер?


Николай Иванович тем временем постарался довести о насущном: посетовал, что издательства порой годами задерживают гонорары. И даже самому председателю Союза, приходится с трудом истребовать вознаграждение за публикации.


Еще руководство СПБ беспокоит, что Дом литератора по улице Фрунзе в Минске не принадлежит сегодня полностью писателям. Его приходится делить с другими творческими и не очень коллективами. Еще СПБ не хватает своего бухгалтера... И примерно 90 писателей из 567 членов союза живут в плохих жилищных условиях.


— Может, им как–то помочь, поддержать? — спросил Николай Чергинец. — Александр Григорьевич, помогите нам.


Президент решил вернуть разговор к заявленной теме, к творчеству, так сказать...


— Мы воспринимаем вашу критику, — попробовал предвосхитить дальнейшее направление диалога Николай Чергинец.


— Николай Иванович, у меня нет критики, — объяснил ему Президент. — У меня есть боль. Я страшно боюсь потерять книгу.


Александр Лукашенко согласен, что устроенный быт и достойная зарплата — это важно. Но он в который уже раз напомнил, что государство хорошо заплатит автору, создавшему высокохудожественный продукт. Но пока, образно говоря, заявок на участие в тендере не поступило.


— Для меня нет ничего ценнее книги! Благодаря книге я стал Президентом, — продолжил Александр Лукашенко. — Я жил на селе, книга была для меня окном в свет.


Здесь Президент открыл интересную страницу своей биографии. Он рассказал писателям, что в школе сам пробовал писать стихи и даже понес их в районную газету. Но рецензия на пробу пера разочаровала его. Вероятно, отсюда и развилось обостренное восприятие качества литературы:


— Сейчас я Президентскую библиотеку привожу в порядок. И что вы думаете, мне приятно, когда нечем «похвастаться» перед другими президентами?


Александр Лукашенко несколько раз  повторил, что, ожидая хороших книг, он не ставит писателям каких–то «творческих рамок».


— Не надо заниматься угодничеством, — предостерег Николая Чергинца Президент. — Пусть пишут то, что хотят. Вы посмотрите, сколько про меня всего пишут!


— А про меня, — вздохнул Николай Чергинец.


— Мне не нужно Союз писателей где–то политически использовать, я никогда не стану «ломать» интеллигенцию, — продолжал Александр Лукашенко. И опять обратился к наболевшему: — У нас есть и хлеб, и фабрики, и заводы — у нас не хватает души.


Президент предложил высказаться всем писателям, которые были приглашены на встречу.


Интересной получилась речь члена СПБ Ольги Коваль, она преподает в Белорусском государственном технологическом университете. И в свободное время пишет стихи.


— Вот все говорят о том, что нужна государственная поддержка. А я позволю себе не согласиться с коллегами, — внесла интригу молодая поэтесса.


Янка Купала, напомнила она, свои первые книги издавал за свой счет и за средства меценатов, которые сам изыскивал. Государству, уверена Ольга Коваль, следует поддерживать литературу, но не прямым выделением денег на книги — иначе «начнется проталкивание и проплачивание своих». А как–то иначе. Так, чтобы поддержка стимулировала появление талантливых произведений.


Выступление госпожи Коваль подтвердило, что в нашем Союзе писателей плюрализм мнений. И это уже хорошая новость.


Президент поддержал молодую поэтессу:


— Очень правильно. Великие шедевры создавали те, у кого ничего не было, — писатели на этих словах слегка напряглись. — Я не хочу, чтобы вы были нищими. Нет, — уточнил Александр Лукашенко.


Государство, как стало понятно, продолжит поддерживать литературу. Но финансировать выход книг, половина тиража которых остается на складах, Президент тоже не видит смысла.


...Разговор получился долгим. А Президента тем временем уже больше часа ожидал глава российского банка ВТБ господин Костин. Александр Лукашенко, прощаясь, пообещал, что в этом году постарается выкроить время и встретиться с литераторами еще раз. Может быть, в редакции одного из наших литературных журналов:


— Я не прощаюсь с вами, я говорю вам до новой встречи.


Таким образом, время для написания бестселлера у членов СПБ еще есть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter