С какого возраста нужно учиться экономить

Задача на умножение

Появление карманных денег — определенный этап в жизни ребенка. Чаще всего это совпадает с началом учебы в школе. Психологи советуют с первых дней выделять первоклашкам некоторую сумму. Сколько давать и как контролировать траты?

Фото Getty Images

«Занял» у класса

Восьмилетнему Мите повезло. Его бабушки и дедушки, а также дяди и тети любят дарить подарки. И не только на день рождения. Поэтому комната мальчика давно превратилась в филиал «Детского мира». Но однажды нашла коса на камень. Многочисленная родня единодушно решила: телефон за 500 рублей для второклассника — перебор!

Было это месяц назад. А перед 8 Марта Митиной маме позвонила председатель родительского комитета. Оказалось, деньги, переданные на подарки девочкам в классе, мальчик никому отдавать не собирается. 

Тут же призванный к ответу Митя и не думал отпираться: «Да, оставил всю сумму себе. Коплю на телефон. А где же мне еще взять денег, своих-то у меня нет!»

В кабинете школьного психолога выяснилось, что родители мальчика строго придерживаются принципа: ребенок еще маленький, один нигде не бывает, а значит, наличность ему не нужна.

Фото  pexels.com

Тренажер на каждый день

Начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Юлия Сакович считает, что объяснять, как правильно распоряжаться деньгами, малышам нужно как можно раньше:

— С самого раннего возраста дети пристально наблюдают за взрослыми, копируют поведение своих родителей, их отношение к разным вещам. И чтобы у ребенка сложилось правильное представление о деньгах, взрослым важно затрагивать эту тему.

Специалист уверена, что понимание о финансах можно донести детям в виде игры, показав ребенку домашнюю бухгалтерию наглядно на цифрах. Уже подросшему чаду можно поручать совершать покупки в магазине самостоятельно, купить ему кошелек, объяснять, почему важно откладывать сбережения и что бывает, когда накоплений нет.

Психологи советуют с первых дней выделять первоклашкам некоторую сумму. Иногда бывает так, что свободных денег в доме на данный момент нет и любые расходы школьника кажутся расточительством. Но ему даже в таких случаях нужно давать совсем небольшую, пусть символическую сумму. 

— У ребенка непременно должны быть рубли на карманные расходы, иначе он будет чувствовать себя ущемленным, — объяснила семейный психолог Вера Прохорчик

Раз или два «бедный» малыш, предположим, сможет сказать сверстникам: «Я не люблю эти чипсы, поэтому и не покупаю их». На третий раз в нем уже точно укрепится зависть, он почувствует себя обделенным по сравнению с «богатыми» друзьями. 

К тому же расчеты купюрами — хороший «тренажер» по финансовой грамотности, говорит Юлия Сакович: 

— Чем старше становится ребенок, тем реже ему следует давать карманные деньги. Младшему школьнику — ежедневно, в средней школе — раз в неделю, в старшей — раз в месяц. Таким образом дети учатся планировать траты, нести ответственность за свои финансовые решения.

Кстати, будет правильно, если смету расходов ребенок станет составлять сам: подсчитывать, сколько нужно рублей на завтраки и обеды, транспорт и развлечения. Если выделенной суммы на поверку окажется мало, надо разбираться почему. Во многих семьях для этого в ход идут «документы отчетности» — чеки из магазинов, квитанции за мобильный телефон.

Чем старше, тем больше надо

В каждом возрасте есть свои потребности. Причем по большей части дети до 12 лет тратят деньги именно на сладости. А потом появляются другие интересы. 

— Давать сыну деньги ежедневно мы стали в прошлом году, когда он стал ездить на теннис самостоятельно на автобусе или маршрутке, — рассказал минчанин Олег Завадский, отец пятиклассника. — Выделяли сумму с запасом, иногда у него хватало и на следующий день. Об этом он честно нам говорил. Как и то, что «какую-то копейку» он потратил на поход с друзьями в кино. А недавно выяснилось, что все это время ему что-то перепадало от бабушки с дедушкой. И сын оказался настоящим стратегом — он банкноты начал копить. За два года сэкономил 240 рублей. И сейчас продолжает их откладывать, но не признается, на что.

У моей знакомой есть 17-летняя дочь, которой та платит за хорошие оценки. Причем по 5 рублей и только за десятки. Девочка учится старательно, а полученные от родителей «гонорары» добавляет к расчетам с репетиторами. В другой семье платят 14-летнему сыну за то, чтобы тот занимался спортом. Неделя — 30 рублей. 

С 12—13 лет школьники проводят больше времени вне дома и все активнее отдаляются от родителей. Психологически. Но только не финансово. И это своего рода конфликтная ситуация, которую в каждой семье решают по-своему. Где-то ограничивают своих чад в «мотовстве», пробуждают желание заработать на допрасходы. Так было у нас в семье. Нам с младшим братом выделяли средства не часто. «Хотите больше, идите трудитесь», — говорила мама. Летом в нескольких километрах от нашего дома находилась плантация голубики, где был налажен массовый сбор. Около месяца каждое лето мы с 6 утра и до обеда проводили там. У бабушки возле деревни был лес. Когда были у нее, собирали и сдавали лисички. Поэтому толщина кошелька полностью зависела от наших стараний. 

Карточка или наличка

Даже младшеклассник может иметь банковскую карточку. Многие родители идут по этому пути, потому что так удобно контролировать расходы.

— Дети с 6 до 14 лет могут пользоваться дополнительными банковскими карточками, которые родители выпускают к своему банковскому счету, — говорит Юлия Сакович. — Открыть свой собственный счет в банке и завести личную карточку можно после 14 лет. Но в процессе приобщения ребенка к использованию платежной карты обязательно надо объяснить ему правила безопасного обращения с ней.

Но некоторые специалисты считают, что дети могут сделать больше покупок, расплачиваясь пластиком, а не наличными. Поэтому нужно объяснить ребенку, что на карте такие же деньги, только существуют они в виде записей на счетах в банках, а не на бумаге. Важно формировать у ребенка осознание, что деньги, как наличные, так и безналичные, нужно ценить и рационально ими распоряжаться.

В ТЕМУ

Зарубежные психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка: 6-летнему выдавать 6 долларов в неделю, 10-летнему — 10. В Германии ведомство по делам детей и молодежи разработало специальные таблицы, в соответствии с которыми рекомендует родителям снабжать чад наличностью. Малыши от 2 до 5 лет — первая возрастная группа. Им, согласно рекомендациям, следует выдавать в неделю по 50 центов, 6—7-леткам — до 2 евро в неделю. 15-летний подросток может рассчитывать на сумму 25—30 евро в месяц, 17-летний — на 40. 

МНЕНИЕ

Александр Солодуха, певец:

— Мы с супругой Натальей каждую неделю даем по 5 рублей нашей Варе. Она учится в четвертом классе. В основном дочь тратит их на еду: булочка, вафелька, сок. Объяснять, что такое деньги, начали еще до того, как она пошла в школу. Наверное, поэтому она у нас никогда в магазине не устраивала истерик со словом «купи». 

Есть у нас еще и стимулирование дочки получать только девятки и десятки в школе. Если четверть Варя окончила без восьмерок, то мы ей покупаем то, что она хочет. Например, в последний раз дочь попросила красивую куклу. Пока просит игрушки. Посмотрим, что будет дальше. 

На самом деле детям нужно подсказывать, как обращаться с деньгами в любом возрасте. Своему старшему сыну я частенько даю советы, куда вложить те или иные средства. С младшей Варей пока таких глобальных разговоров не ведем, но объясняем, на что стоит тратиться, а что может подождать. Важно научить ребенка правильно распоряжаться любой суммой. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter