Задача на перспективу

На заседании Совета Министров Республики Беларусь 11 октября были рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности экономики за счет наращивания объемов производства, расширения номенклатуры и ассортимента импортозамещающей продукции.

Правительство Беларуси рассмотрело вопросы импортозамещения

На заседании Совета Министров Республики Беларусь 11 октября были рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности экономики за счет наращивания объемов производства, расширения номенклатуры и ассортимента импортозамещающей продукции.

В работе заседания приняли участие высшие должностные лица, члены Совета Министров, руководители государственных организаций, подчиненных правительству, департаментов и других объединений, подчиненных республиканским органам государственного управления, системообразующих банков, бизнес-ассоциаций, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, главы администраций свободных экономических зон.

Перед началом заседания премьер-министр Республики Беларусь посетил тематическую выставку импортозамещающей продукции. Ее экспозиция была представлена товарам предприятий министерств, государственных концернов и структур Национальной академии наук.

Открывая работу заседания, Михаил Мясникович отметил, что ситуация в экономике складывается таким образом, что вопросы импортозамещения выходят из категорий экономических. "Этими показателями определяется уровень национальной безопасности страны", - сказал премьер-министр, уточнив, что речь идет об обменных курсах национальной валюты, инфляции, доходах населения, платежном и торговом балансах. "Поэтому глава государства жестко и справедливо сформулировал перед правительством задачу - надо серьезно менять положение дел с импортозамещением, повышением конкурентоспособности национальной экономики", - потребовал Михаил Мясникович.

Михаил Мясникович напомнил, что в 2011 год страна вступила с очень плохим сальдо внешней торговли. Оно не просто было отрицательным, что типично для белорусской экономики, а достигло 17% ВВП. "Это в три с лишним раза превышает порог экономической безопасности по этому показателю", - прокомментировал премьер-министр.

К августу дефицит внешней торговли удалось снизить до 8% ВВП, но особой радости это не вызвало. "Вроде, и не плохо, но произошло это в основном из-за монетарных факторов и коррекции валютного курса. Говорить о том, что в экономике произошли серьезные структурные сдвиги, что импортозависимость экономики снизилась, к сожалению, не приходится", - признал глава правительства.

Премьер-министр рассказал, что сейчас дорабатываются основные концептуальные положения по выходу на положительное сальдо в 1,8 млрд долларов уже в 2012 году. "Это крайне сложная задача, - признал он. - Чтобы это не выглядело каким-то прожектерством, надо очень серьезно посмотреть на структуру нашей экономики, на структуру тех издержек, которые формируют ВВП, нашу промышленную и аграрную политику".

Глава правительства констатировал, что у ряда председателей облисполкомов, некоторых глав министерств и концернов нет понимания необходимости очень серьезных усилий по стабилизации ситуации. "Много популизма и нет осознания той реальной угрозы для страны, которая будет, если мы не предпримем самых решительных мер, чтобы уменьшить импортозависимость и повысить конкурентоспособность нашей экономики", - посетовал он.

Министр экономики Николай Снопков констатировал, что структура импорта за 5 лет в Беларуси не изменилась. На промежуточные товары приходится 73% импорта (в том числе - 50% импорта промежуточных товаров - энергетические ресурсы). Серьезных позитивных перемен по этому показателю не видно. Николай Снопков отметил, что в 2005 году в Беларуси приходилось 60 центов импорта на один доллар ВВП (при цене газа 47,2 доллара за 1 тыс. куб. м), а в январе-июле 2011 г. – 78 центов (при этом газ подорожал более чем в 5 раз).

"В 2010 году сложилась такая ситуация, когда весь экспорт товаров не смог перекрыть промежуточный импорт", - отметил министр. При этом в правительстве понимают, что в борьбе с промежуточным импортом важно не перегнуть палку.

"Мы в президиуме не сторонники идти по пути поголовного импортозамещения промежуточного импорта. Может оказаться так, что в погоне за показателями ухудшится качество производимой продукции. Иначе мы рискуем потерять с трудом отвоеванные рынки", - пояснил Михаил Мясникович.

Потребительский импорт, на первый взгляд, серьезной проблемы не представляет, в структуре импорта он составляет 17%, причем некоторые товарные группы, вроде чая и кофе, заместить невозможно. "Но реально у нас много потребительского импорта, который вполне можно заместить. Особенно это касается промышленных потребительских товаров - это две трети потребительского импорта", - отметил Мясникович.

Он обратил внимание на то, что за прошлый год освоение новых предложенных Минторгом позиций составило всего 23% от задания, и потребовал подключать к этому малый и средний бизнес, отметив, что тут "можно получить быструю отдачу без серьезных вложений", и в очередной раз напомнив, что каждый третий килограмм съедаемых белорусами кондитерских изделий - импортный, а на 6 млн проданных пар белорусской кожаной обуви приходится 11 млн пар импортной. Среди так полностью и не замещенных позиций импорта - домашняя утварь, бытовая химия, стройматериалы, инструмент, продукция легкой промышленности. "Все это вырастает в миллиард долларов, которых так не хватает для стабилизации на валютном рынке", - возмутился Мясникович.

Николай Снопков отметил, что 12 млн долларов потрачено на ввоз в страну свежего охлажденного картофеля, до сих пор импортируются капуста, яблоки. Среди причин министр назвал и низкие потребительские свойства, и недостаточный объём. В результате выставку импортозамещающей продукции, которую чиновники осмотрели перед заседанием, он с сожалением назвал "не выставкой достижений, а выставкой упущенных возможностей".

Впрочем, потребительский импорт представлен не только картофелем, но и, к примеру, сложной бытовой техникой. "Что касается дорогих высокотехнологичных и капиталоемких сегментов, здесь дело не простое, и надо очень активно сотрудничать с предприятиями Евросоюза, транснациональными корпорациями", - добавил руководитель правительства, поручив вопрос Минпрому, который "пока занимает достаточно пассивную позицию".

Есть перекосы и с инвестиционным импортом. Премьер-министр обратил внимание на перекосы в структуре инвестиционного портфеля: доля машин, технологий и оборудования в инвестициях всего 40%. "А 60% - это стены, которые не создают реальной добавленной стоимости", – прокомментировал Мясникович, призвав в 2012 и в последующие годы сосредоточиться именно на инвестициях в технологии и оборудование. Отдельным вопросом идут новые прорывные направления и технологии, но их планируется рассмотреть на комиссии по научно-технической политике Совета министров в ноябре.

"Беспокоит отсутствие инициативы как со стороны органов госуправления, так и со стороны реального сектора. Хотелось бы разбудить наших чиновников, и науку, и производство", - резюмировал премьер.

Отдельным блоком рассматривались вопросы энергоэффективности и энергосбережения. Мясникович констатировал, что "результат тут очень скромный, хотя отчетов было много". "Цены выросли в разы, а если посмотреть, насколько у нас снизилось энергопотребление, то это проценты". В этой ситуации правительство предлагает перестройку тарифной политики и введение прогрессивных удельных норм энергопотребления. "Не поголовно для всех предприятий, а на единицу произведенной продукции", - пояснил премьер. "Газ за 5 лет вырос в цене в 6 раз, а расхлябанность как была, так и осталась, отопительные системы как не работали, так и не работают. Энергозатратные механизмы продолжают работать и в промышленности, и в строительстве", - подвел итог премьер-министр.

Николай Снопков, в свою очередь, рассказал, что с 2006 по 2010 год за счет роста цен на газ экономика страны дополнительно потратила 11,4 млрд долларов. При этом показатель потребления газа на одного занятого у нас составляет 4,6 тыс. куб. м против 2,5 тыс. в Германии.

О том, как будут меняться подходы к импортозамещению, рассказывал Николай Снопков. Он подчеркнул, что для эффективного прямого импортозамещения необходимо выполнение двух базовых условий: емкий внутренний рынок, значительные внутренние сырьевые и финансовые ресурсы. "Ни первого, ни второго у Беларуси нет. Кроме того, современная концепция жизненного цикла продукта не позволит эффективно проводить политику импортозамещения, даже если бы ресурсы были – срок жизни продукта равен или меньше срока создания и освоения его. При этом развитие страны не будет успевать за развитием рынков", - аргументировал он.

Снопков обратил внимание на то, что импортозамещающая продукция в основном поставлялась на внутренний рынок, что, с одной стороны, указывало на ее низкую конкурентоспособность и невостребованность на внешних рынках, а с другой - из-за высокой импортоемкости этой импортозамещающей продукции стимулировало дополнительный рост импорта.

"Главной цели – снижения отрицательного сальдо торгового баланса - мы не добились. Причина - нарастающая внешняя и внутренняя несбалансированность", - признал Снопков, отметив, что за 2006-2010 гг. наметился явный дисбаланс в развитии некоторых отраслей экономики. Речь идет о том, что более высокими темпами росло производство в отраслях, нацеленных на внутреннее потребление, – то есть чистых импортеров, таких как строительство, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство. "Рост сельхозпроизводства составил 24,2% за пятилетку, рост инвестиций в эту отрасль - 265%. Рост строительства жилья - 177%, рост инвестиций в отрасль – почти 400%. В результате опережающими темпами рос импорт товаров, потребляемых этими отраслями, который не мог покрываться адекватными темпами экспорта промышленной продукции", - пояснил министр.

Результатом стали тепличные условия для внутреннего рынка, куда и устремились производители. "То есть объём экспорта, может, и рос, а вот доля снижалась, и цены поставки на внутренний рынок нередко превышали цену поставок за рубеж", - рассказал министр экономики, приведя в качестве примера комбайн "Гомсельмаш", который при поставках на внутренний рынок оказался на 1,5 тыс. долларов дороже, чем при экспорте.

Уже в 2011 году упор было решено сделать на экспортоориентированность импортозамещающих товаров. Как отметил министр, эффект от этого есть, хоть есть и недоработки. Среди не справляющихся с поставленными задачами он назвал Минпром, Минстройархитектуры, Беллегпром, Беллесбумпром и Белгоспищепром.

Основные задачи на среднесрочную перспективу Николай Снопков сформулировал через три основных направления.

Перспективное импортозамещение. Речь идет о концентрации на важнейших крупных инвестпроектах с привлечением иностранных компаний, владеющих соответствующими технологиями. "Анализ показывает, что в республике значительными темпами увеличивается импорт продукции, для производства которой у нас есть все сырьевые ресурсы. Это молочная продукция, стекло, овощи, древесина, химическая продукция. При этом импортируется продукция более глубокой переработки с более высокой добавленной стоимостью. Экспортируется – с меньшей добавленной стоимостью", - отметил Снопков.

Он рассказал, к примеру, что программой развития деревопереработки предусмотрен рост удельной добавленной стоимости в размере 11,3 доллара на 1 куб. м древесины, что на 1 доллар выше, чем в 2010 году. "1 доллар добавленной стоимости – и десятки миллионов долларов. Достаточна ли такая глубина переработки?" - задал он риторический вопрос.

Эффективное импортозамещение. Это импортозамещение там, где есть экономическая целесообразность освоения и увеличения производства. Мясникович в начале заседания упоминал о подготовленном проекте указа о новых подходах, определяющих субсидирование экономики и господдержки. Госсубсидии как раз и предназначены для таких проектов, причем предоставлять их предполагается по конкурсу, с оценкой приоритетности и реальной эффективности предлагаемых проектов.

Экспортоориентированное импортозамещение. Речь идет о наращивании выпуска конкурентоспособной продукции, ориентированной и на экспорт. "Особую актуальность это приобретает в рамках формирования Единого экономического пространства. Уважаемые коллеги, торговля без границ - это не только мы торгуем без границ, это и в нас, извините, торгуют без границ. Так что если не произведем и не будем экспортировать мы, то будем потреблять то, что произведут коллеги", - жестко сформулировал Снопков.

Он отметил, что для решения вопроса о выходе на положительное сальдо внешней торговли между поставками продукции на экспорт и внутренний рынок должно быть соотношение не менее 65% на 35%. По оценке Минэкономики, пока только Минпром, Беллесбумпром и Белнефтехим близки к оптимальному соотношению. Для остальных речь идет о сжатии внутреннего рынка и направлении на внешний рынок основной массы производимых товаров.

При этом Минэкономики предлагает конкретизировать и актуализировать меры поддержки экспортеров и мотивации топ-менеджеров госпредприятий (а эти предприятия обеспечивают до 75% валютной выручки). "Установленное задание по экспорту необходимо увязать с прямыми стимулами: выполнение задания по экспорту как критерий соответствия должности, а процент от суммы его перевыполнения - как единовременное вознаграждение", - отметил министр.

По материалам СМИ

На снимках: премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович на заседании Совета Министров по вопросам развития импортозамещения; на выставке, посвященной вопросам импортозамещения.

Фото Виктора Толочко,

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter