Несмотря на то что предприятия легпрома не попали напрямую под западные санкции, отрасль не стала исключением и ощутила на себе результат внешнего давления. Впрочем, ссылаться только на него было бы в корне неверно, об этом нередко говорит и Глава государства. В связи с этим он ждет более эффективной работы руководителей отрасли и предприятий на внутреннем и внешнем рынке. Задел для этого есть. Да и время сейчас самое подходящее, обращает внимание Александр Лукашенко:
— Я всегда об этом говорю. Кризис — это тяжело, трудно, но это шанс, это возможность. И прежде всего для легкой промышленности. У нас же есть все. Ткани есть, швейные машины есть, квалифицированный персонал… Поэтому все зависит от нас, как мы развернемся.
Трудности обычные, преодолимые
Стало уже чуть ли не привычным суждение о том, что легпром — не простая отрасль. Она попала под удар еще в период распада СССР, когда на рынки хлынула одежда из‑за рубежа. В этой ситуации Беларусь могла бы потерять своего производителя и школы специалистов, но известна установка Президента: мы должны сами уметь накормить и одеть своих людей. Это азы экономической безопасности. При поддержке государства легпром выстоял, сегодня у него есть все возможности подняться на новые высоты. Глава государства призывает к собранности:— Легкая промышленность… Давайте обсудим, настолько ли она легкая, как порой нам кажется. Как работают предприятия в этот непростой санкционный период? Хотя мы договаривались о том, что мы забыли, что есть какие‑то сложности и трудности, они обычные, преодолимые.Руководителю концерна «Беллегпром» Татьяне Лугиной Александр Лукашенко напомнил о своем принципиальном требовании не делить предприятия на свои и чужие. Все они наши и должны работать на общий результат:
— Самое главное, не как работают предприятия, которые входят в концерн легкой промышленности, а как работает легкая промышленность в целом, за что у нас отвечает Правительство и фактически министр легкой промышленности. Я об этом регулярно и постоянно предупреждал и вас, Татьяна Алексеевна, и всех членов Правительства. У нас нет предприятий, как мы их часто называем, без ведомственной подчиненности. Все у нас в ведомстве. Потому что они в стране. Без излишнего, конечно, давления. Это ваше дело, как вы ими будете управлять. Но тем не менее какие у вас контакты с частными, негосударственными предприятиями, с предприятиями, которые не входят в ваш концерн? Как они работают?
Рынки уважают решительных
Особое внимание Президент обратил на необходимость наращивания отраслью экспорта продукции:— Как идет расширение географии поставок продукции в это время?
Мы все говорим, что нарушены логистические цепочки. Это действительно так. Но тем не менее многие предприятия и даже объединения с успехом преодолели эти проблемы и выстроили новые пути поставок продукции потребителю.
Поэтому экспорт — это основа нашей экономики. Каковы дела здесь?
В центре внимания также вопросы насыщения внутреннего рынка и импортозамещение. Глава государства подчеркнул:
— Это беда, когда наши люди, пусть их меньше стало, но бегут в магазин и глаза у них горят при виде какой‑то импортной продукции. Как будто мы не можем сшить свою.
— Я могу, пожалуйста, предъявить. Я тоже одеваюсь исключительно в одежду нашего производства. Как у нас здесь обстоят дела по импортозамещению?
На контроле
Отдельный блок вопросов касался выполнения ранее данных поручений Президента. Для этого к разговору был приглашен Председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов. Обращаясь к нему, Глава государства отметил:
— У вас на контроле эти поручения. Я хотел бы знать, как они выполняются. У нас есть привычка такая — волокитить эти поручения, пока Президент во второй или в третий раз не обратится в плане контроля.
— Тоже для того, чтобы мы очень откровенно и честно вели разговор. Цифры есть цифры. От них никуда не денешься. Это будет объективная оценка работы легпрома на внешнем и внутреннем рынке. Белстат видит все.
А вот поручение вице‑премьеру Петру Пархомчику — больше интересоваться вопросами легкой промышленности. В целом же от участников встречи Глава государства попросил предельной конкретики:
— Давайте кратко, без приукрас. Как работаем, что не сделали, какие проблемы?
Экспорт хорошо, свой рынок — тоже
Татьяна Лугина свой доклад начала со слов признательности:— Александр Григорьевич, позвольте, пользуясь случаем, поблагодарить вас…
— За мерч Первого? — уточнил Александр Лукашенко. — Кроме мерча Первого, у нас хватает людей, которые хотели бы нормально одеваться. Поэтому меня не надо благодарить.
Вместе с тем, по словам руководителя концерна, и Глава государства, и Правительство уделяют пристальное внимание легкой промышленности, благодаря чему отрасль за десятилетия сохранилась и стабильно развивалась.
— В марте — апреле отрасль неоднозначно и остро среагировала на процессы, которые происходили в эти месяцы. В мае мы приостановили рецессию, за май — сентябрь восстановили положительную динамику. В третьем квартале нарастили объемы почти на 9 процентов, экспорт с мая по сентябрь включительно вырос на 24 процента. Наращивание экспорта считаем основной и главной задачей, — доложила Татьяна Лугина.
Глава государства с такой постановкой задачи отчасти согласен. И конкретизирует, что ставка на экспорт — это хорошо, но важен и внутренний рынок, который в свое время «отдали непонятно кому»:
— Сюда возили от тряпья — секонд‑хенд — до брендов. И у нас или тряпки покупали, или бренды. А там, где должны работать предприятия страны, их больше 2 тысяч, предприятий легпрома, там у нас была дыра.
Впрочем, за последнее время ситуация изменилась. Александр Лукашенко привел в пример российский рынок, с которого ушли зарубежные компании — от автопрома до легкой промышленности. Сокращается импорт в нашей стране. Вывод напрашивается очевидный. Президент ориентирует:
— Так это шанс занять вот эту нишу. На нашем основном рынке — российском. И на внутреннем рынке. Поэтому если вы за это время, как и другие отрасли, допустим как сельское хозяйство, не подниметесь, грош вам цена. Сейчас уже вам никто не мешает. И вы вообще монополисты, у вас нет настоящей конкуренции. Вот в чем возможность этого сложного периода.Он еще раз напомнил о том, что кризис — это хорошая возможность и шанс для развития, а у легпрома есть все необходимые ресурса:
— Поэтому все завит от нас, как мы развернемся. И если у вас есть какие‑то проблемы, вы скажите. Мы их сейчас решим. Сейчас их решать проще.
Время уникальных возможностей
После доклада Президенту Татьяна Лугина рассказала журналистам, что во время встречи большое внимание было уделено насыщению товарами внутреннего рынка. Неважно, какой формы собственности предприятия будут принимать участие в решении этой задачи, главное, чтобы росла доля отечественного производителя. Предлагаемый ассортимент должен быть разнообразен, привлекателен и, самое главное, доступен широкому потребителю по цене. Татьяна Лугина подчеркнула:
— Мы готовы обеспечить внутренний рынок ассортиментным перечнем товаров, которые нужны потребителю, и мы абсолютно отдаем себе отчет, что сегодня имеем уникальное время и уникальный шанс. За последние десятилетия такого шанса увеличить свою долю на рынке легкая промышленность не имела. Это время насколько кризисное, настолько оно уникальное в части возможностей.При этом Татьяна Лугина считает, что государство в достаточной степени поддерживает отрасль:
— Сегодня меры по экспортному кредитованию, нормы ряда указов Президента позволяют каждому производителю воспользоваться в том или ином случае льготным кредитованием для поддержки бизнеса и, если надо, его масштабирования. Что касается пребывания на рынке, то, в принципе, сегодня государство насколько может, настолько старается помочь производителям. Но я абсолютно убеждена, что сегодня рынок открыт для всех.
По мнению Татьяны Лугиной, хорошо себя зарекомендовала фирменная торговля и ее потенциал еще далеко не исчерпан:
— По истечении последних 5 — 10 лет сделали вывод, что это было правильное стратегическое решение. Производители, которые развивали свою фирменную сеть, на рынке прекрасно представлены и имеют возможность влиять на результаты бизнеса по реализации своей продукции.
В этом контексте руководитель «Беллегпрома» напомнила о поручении Президента сформировать более щадящие условия аренды торговых площадей, которое он дал в ходе посещения минского торгового центра «Столица»:
— Это самая болевая точка затрат на эффективное развитие продаж. Посыл Глава государства дает, главное — как этот посыл реализуется. Все зависит от исполнительской дисциплины и того, как быстро мы способны выполнять поручения, которые дает Президент. Если способны, то быстрее к нам придет ожидаемый и даже сверхожидаемый результат.
Сегодня важно всем быть мобилизованными. Мобилизация должна быть везде: и в экономике, и в производстве, и в управлении. Если мы не будем все вместе работать интенсивно, все вместе трудиться сверх сил иногда, может, даже не жалея себя, тогда мы выстоим и действительно сохраним и приумножим все, что имеется в стране, а имеется у нас, поверьте, немало. В том числе и в легкой промышленности.
Вместо Европы и Америки — Россия и Азия
2022 год в целом стал уникальным и нестандартным для легкой промышленности. Несмотря на ряд сложностей в первом полугодии, определенные проблемы с логистикой и перебои поставок, экспорт белорусской продукции удалось нарастить. Хотя, как рассказала журналистам Татьяна Лугина, в апреле — мае потери по объемам внешней торговли составили почти 10 процентных пунктов. Однако ситуацию удалось нормализовать, в том числе и благодаря тесному сотрудничеству с российскими регионами, которое весной — летом активно укреплялось.Сегодня предприятия концерна поставляют продукцию в 71 регион РФ, причем экспорт в 43 региона заметно вырос. Всего же за девять месяцев темп экспорта по концерну составил 106,2 процента.
— Нам удалось снивелировать недопоставки товаров на рынок Евросоюза, Америки и Украины и нарастить за счет рынка России и азиатских стран. Темп роста по азиатскому рынку — более 144 процентов, — рассказала руководитель «Беллегпрома».Она уточнила, что выросли поставки текстильной продукции в Казахстан, Узбекистан, Армению, Таджикистан, Индию, Турцию. Ставку делают и на развитие фирменной сети в России. По мнению Татьяны Лугиной, рынок сегодня открыт и до конца не сбалансирован, а значит, есть ниши, которые можно занимать:
— У каждого предприятия концерна есть своя востребованная ниша, и каждый в ней развивается. Мы конкурируем с внешним миром. Дополняя друг друга, мы должны выйти на внешние рынки, демонстрируя все лучшие свои стороны и умения, в каждой отдельной марке.konoga@sb.by
Фото БЕЛТА