У Президента детально обсудили проблемы и перспективы отечественной легкой промышленности

Задача для легпрома — обеспечить разнообразный ассортимент по доступной цене

Работа в санкционный период, насыщение внутреннего рынка, импортозамещение, экспорт и расширение географии поставок. У Президента детально обсудили проблемы и перспективы отечественной легкой промышленности

Несмотря на то что предприятия легпрома не попали напрямую под западные санкции, отрасль не стала исключением и ощутила на себе результат внешнего давления. Впрочем, ссылаться только на него было бы в корне неверно, об этом нередко говорит и Глава государства. В связи с этим он ждет более эффективной работы руководителей отрасли и предприятий на внутреннем и внешнем рынке. Задел для этого есть. Да и время сейчас самое подходящее, обращает внимание Александр ­Лукашенко:


— Я всегда об этом говорю. Кризис — это тяжело, трудно, но это шанс, это возможность. И прежде всего для легкой промышленности. У нас же есть все. Ткани есть, швейные машины есть, квалифицированный персонал… Поэтому все зависит от нас, как мы развернемся.

Трудности обычные, преодолимые

Стало уже чуть ли не привычным суждение о том, что легпром — не простая отрасль. Она попала под удар еще в период распада СССР, когда на рынки хлынула одежда из‑за рубежа. В этой ситуации Беларусь могла бы потерять своего производителя и школы специалистов, но известна установка ­Президента: мы должны сами уметь накормить и одеть своих людей. Это азы экономической безопасности. При поддержке государства легпром выстоял, сегодня у него есть все возможности подняться на новые высоты. Глава государства призывает к собранности:
— Легкая промышленность… Давайте обсудим, настолько ли она легкая, как порой нам кажется. Как работают предприятия в этот непростой санкционный период? Хотя мы договаривались о том, что мы забыли, что есть какие‑то сложности и трудности, они обычные, преодолимые.
Руководителю концерна «Беллегпром» Татьяне Лугиной Александр ­Лукашенко напомнил о своем принципиальном требовании не делить предприятия на свои и чужие. Все они наши и должны работать на общий результат:

— Самое главное, не как работают предприятия, которые входят в концерн легкой промышленности, а как работает легкая промышленность в целом, за что у нас отвечает Правительство и фактически министр легкой промышленности. Я об этом регулярно и постоянно предупреждал и вас, Татьяна Алексеевна, и всех членов Правительства. У нас нет предприятий, как мы их часто называем, без ведомственной подчиненности. Все у нас в ведомстве. Потому что они в стране. Без излишнего, конечно, давления. Это ваше дело, как вы ими будете управлять. Но тем не менее какие у вас контакты с частными, негосударственными предприятиями, с предприятиями, которые не входят в ваш концерн? Как они работают?

Рынки уважают решительных

Особое внимание ­Президент обратил на необходимость наращивания отраслью экспорта продукции:

— Как идет расширение географии поставок продукции в это время?  
Мы все говорим, что нарушены логистические цепочки. Это действительно так. Но тем не менее многие предприятия и даже объединения с успехом преодолели эти проблемы и выстроили новые пути поставок продукции потребителю.
Поэтому экспорт — это основа нашей экономики. Каковы дела здесь?

В центре внимания также вопросы насыщения внутреннего рынка и импортозамещение. Глава государства подчеркнул:

— Это беда, когда наши люди, пусть их меньше стало, но бегут в магазин и глаза у них горят при виде какой‑то импортной продукции. Как будто мы не можем сшить свою.


При этом Александр ­Лукашенко обратил внимание на то, что все присутствовавшие на докладе должностные лица одеты в отечественную одежду:

— Я могу, пожалуйста, предъявить. Я тоже одеваюсь исключительно в одежду нашего производства. Как у нас здесь обстоят дела по импортозамещению?

На контроле

Отдельный блок вопросов касался выполнения ранее данных поручений ­Президента. Для этого к разговору был приглашен Председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов. Обращаясь к нему, Глава государства отметил:

— У вас на контроле эти поручения. Я хотел бы знать, как они выполняются. У нас есть привычка такая — волокитить эти поручения, пока ­Президент во второй или в третий раз не обратится в плане контроля.

В мероприятии также приняла участие председатель Национального статистического комитета Инна Медведева. Александр ­Лукашенко уточнил:

— Тоже для того, чтобы мы очень откровенно и честно вели разговор. Цифры есть цифры. От них никуда не денешься. Это будет объективная оценка работы легпрома на внешнем и внутреннем рынке. Белстат видит все.

А вот поручение вице‑премьеру Петру Пархомчику — больше интересоваться вопросами легкой промышленности. В целом же от участников встречи Глава государства попросил предельной конкретики:

— Давайте кратко, без приукрас. Как работаем, что не сделали, какие проблемы?

Экспорт хорошо, свой рынок — тоже

Татьяна Лугина свой доклад начала со слов признательности:

— Александр Григорьевич, позвольте, пользуясь случаем, поблагодарить вас…

— За мерч Первого? — уточнил Александр ­Лукашенко. — Кроме мерча Первого, у нас хватает людей, которые хотели бы нормально одеваться. Поэтому меня не надо благодарить.

Вместе с тем, по словам руководителя концерна, и Глава государства, и Правительство уделяют пристальное внимание легкой промышленности, благодаря чему отрасль за десятилетия сохранилась и стабильно развивалась.


Ну а дальше — к цифрам. Индекс промышленного производства по легпрому за восемь месяцев составил 95,2 процента. До конца года планируется выйти на 100 процентов.

— В марте — апреле отрасль неоднозначно и остро среагировала на процессы, которые происходили в эти месяцы. В мае мы приостановили рецессию, за май — сентябрь восстановили положительную динамику. В третьем квартале нарастили объемы почти на 9 процентов, экспорт с мая по сентябрь включительно вырос на 24 процента. Наращивание экспорта считаем основной и главной задачей, — доложила Татьяна Лугина.

Глава государства с такой постановкой задачи отчасти согласен. И конкретизирует, что ставка на экспорт — это хорошо, но важен и внутренний рынок, который в свое время «отдали непонятно кому»:

— Сюда возили от тряпья — секонд‑хенд — до брендов. И у нас или тряпки покупали, или бренды. А там, где должны работать предприятия страны, их больше 2 тысяч, предприятий легпрома, там у нас была дыра.

Впрочем, за последнее время ситуация изменилась. Александр ­Лукашенко привел в пример российский рынок, с которого ушли зарубежные компании — от автопрома до легкой промышленности. Сокращается импорт в нашей стране. Вывод напрашивается очевидный. ­Президент ориентирует:
— Так это шанс занять вот эту нишу. На нашем основном рынке — российском. И на внутреннем рынке. Поэтому если вы за это время, как и другие отрасли, допустим как сельское хозяйство, не подниметесь, грош вам цена. Сейчас уже вам никто не мешает. И вы вообще монополисты, у вас нет настоящей конкуренции. Вот в чем возможность этого сложного периода.
Он еще раз напомнил о том, что кризис — это хорошая возможность и шанс для развития, а у легпрома есть все необходимые ресурса:

— Поэтому все завит от нас, как мы развернемся. И если у вас есть какие‑то проблемы, вы скажите. Мы их сейчас решим. Сейчас их решать проще.

Время уникальных возможностей

После доклада ­Президенту Татьяна Лугина рассказала журналистам, что во время встречи большое внимание было уделено насыщению товарами внутреннего рынка. Неважно, какой формы собственности предприятия будут принимать участие в решении этой задачи, главное, чтобы росла доля отечественного производителя. Предлагаемый ассортимент должен быть разнообразен, привлекателен и, самое главное, доступен широкому потребителю по цене. Татьяна Лугина подчеркнула:


— Вся легкая промышленность страны (это порядка 2 тысяч предприятий различных форм собственности и размера бизнеса, почти 83 тысячи человек) готова производить одежду для разных сегментных групп и различного ассортимента. Начиная от детской и молодежной одежды, школьной формы до одежды повседневной, делового стиля для всех сезонов. Спектр возможностей большой у легкой промышленности, и сегодня (в ходе доклада. — Прим. ред.) практически по каждой ассортиментной группе мы прошлись. Включая тему кожи, обуви, галантерейных товаров.
— Мы готовы обеспечить внутренний рынок ассортиментным перечнем товаров, которые нужны потребителю, и мы абсолютно отдаем себе отчет, что сегодня имеем уникальное время и уникальный шанс. За последние десятилетия такого шанса увеличить свою долю на рынке легкая промышленность не имела. Это время насколько кризисное, настолько оно уникальное в части возможностей.
При этом Татьяна Лугина считает, что государство в достаточной степени поддерживает отрасль:

— Сегодня меры по экспортному кредитованию, нормы ряда указов ­Президента позволяют каждому производителю воспользоваться в том или ином случае льготным кредитованием для поддержки бизнеса и, если надо, его масштабирования. Что касается пребывания на рынке, то, в принципе, сегодня государство насколько может, настолько старается помочь производителям. Но я абсолютно убеждена, что сегодня рынок открыт для всех.

По мнению Татьяны Лугиной, хорошо себя зарекомендовала фирменная торговля и ее потенциал еще далеко не исчерпан:

— По истечении последних 5 — 10 лет сделали вывод, что это было правильное стратегическое решение. Производители, которые развивали свою фирменную сеть, на рынке прекрасно представлены и имеют возможность влиять на результаты бизнеса по реализации своей продукции.

В этом контексте руководитель «Беллегпрома» напомнила о поручении ­Президента сформировать более щадящие условия аренды торговых площадей, которое он дал в ходе посещения минского торгового центра «Столица»:

— Это самая болевая точка затрат на эффективное развитие продаж. Посыл Глава государства дает, главное — как этот посыл реализуется. Все зависит от исполнительской дисциплины и того, как быстро мы способны выполнять поручения, которые дает ­Президент. Если способны, то быстрее к нам придет ожидаемый и даже сверхожидаемый результат.  
Сегодня важно всем быть мобилизованными. Мобилизация должна быть везде: и в экономике, и в производстве, и в управлении. Если мы не будем все вместе работать интенсивно, все вместе трудиться сверх сил иногда, может, даже не жалея себя, тогда мы выстоим и действительно сохраним и приумножим все, что имеется в стране, а имеется у нас, поверьте, немало. В том числе и в легкой промышленности.

Вместо Европы и Америки — Россия и Азия

2022 год в целом стал уникальным и нестандартным для легкой промышленности. Несмотря на ряд сложностей в первом полугодии, определенные проблемы с логистикой и перебои поставок, экспорт белорусской продукции удалось нарастить. Хотя, как рассказала журналистам Татьяна Лугина, в апреле — мае потери по объемам внешней торговли составили почти 10 процентных пунктов. Однако ситуацию удалось нормализовать, в том числе и благодаря тесному сотрудничеству с российскими регионами, которое весной — летом активно укреплялось.

Сегодня предприятия концерна поставляют продукцию в 71 регион РФ, причем экспорт в 43 региона заметно вырос. Всего же за девять месяцев темп экспорта по концерну составил 106,2 процента.
— Нам удалось снивелировать недопоставки товаров на рынок Евросоюза, Америки и Украины и нарастить за счет рынка России и азиатских стран. Темп роста по азиатскому рынку — более 144 процентов, — рассказала руководитель «Беллегпрома».
Она уточнила, что выросли поставки текстильной продукции в Казахстан, Узбекистан, Армению, Таджикистан, Индию, Турцию. Ставку делают и на развитие фирменной сети в России. По мнению Татьяны Лугиной, рынок сегодня открыт и до конца не сбалансирован, а значит, есть ниши, которые можно занимать:
— У каждого предприятия концерна есть своя востребованная ниша, и каждый в ней развивается. Мы конкурируем с внешним миром. Дополняя друг друга, мы должны выйти на внешние рынки, демонстрируя все лучшие свои стороны и умения, в каждой отдельной марке.
konoga@sb.by


Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter