За то, чтобы полис в рамках Союзного государства стал единым, активно выступают депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В конце января этот вопрос был главным на заседании Комиссии по законодательству и Регламенту.
Автолюбители России и Беларуси при поездках друг к другу пользуются «Зеленой картой».
Инициатором дискуссии выступил председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Артем Туров. Он напомнил, что российское и белорусское законодательства в этой сфере отличаются, разными являются и страховые суммы. Тем не менее, считает депутат, «мы должны обеспечить для граждан наших стран решение этого вопроса. Покупая ОСГО в Беларуси (обязательное страхование гражданской ответственности) или ОСАГО в России, водители двух стран должны перемещаться по территории без проблем».
Стоит отметить, что о возможных проблемах разгорелся жаркий спор. Так, начальник Главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко заявил о том, что стоимость нового полиса для белорусов может вырасти на 30—50 процентов.
В то же время исполнительный директор бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков Сергей Разуван отметил, что даже если процесс создания единого полиса и будет длительным, двигаться в эту сторону все равно надо. В комментарии для «СОЮЗа» эксперт отметил, что стратегически речь может и должна идти о том, чтобы у России и Беларуси было единое страховое пространство, а не только признание национальных полисов. «По мере интеграции эта задача должна решаться, но сначала нужно гармонизировать законодательство — гражданское, судебное, страховое. Здесь очень много различий, и просто так «скрестить» две системы практически нереально», — поясняет Сергей Разуван.
На текущем этапе вполне себя оправдывает «Зеленая карта», констатирует эксперт. «Но параллельно надо работать над объединением и синхронизацией законодательной базы и тогда постепенно прийти к разговору о едином страховом пространстве, в том числе по ОСАГО и ОСГО», — резюмирует эксперт.
Пока же, напомним, автолюбители России и Беларуси при поездках друг к другу пользуются «Зеленой картой». Россиянам для поездки в Беларусь необходимо заплатить 1100 рублей, что дает возможность застраховаться от аварийных случаев на две недели. Для белорусов при поездке в Россию стоимость такая же, по курсу в европейской валюте — 10 евро.
Что же касается стоимости внутренней автомобильной страховки, то тут, как говорится, есть нюансы. И это, считают эксперты «СОЮЗа», может затруднить процесс объединения ОСАГО и ОСГО.
В России годовой полис на «средний» автомобиль стоит порядка 5000 рублей. Это при условии, что водитель имеет стаж более двух лет и возраст старше 25. В Беларуси полис будет стоить примерно на тысячу российских рублей дешевле.
Как рассказали «СОЮЗу» в пресс‑службе Парламентского Собрания, сейчас изучаются процедуры возмещения ущерба, принятые в России и Беларуси. Направлены запросы в министерства и ведомства двух стран, а также участникам рынка страхования.
То, что тема объединения полисов обязательного страхования автогражданской ответственности стала актуальной именно сейчас, нет ничего удивительного, считает автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев:
— Сегодня в России много машин с белорусскими номерами. Некоторое время назад была проблема с их распознаванием средствами видеофиксации, сейчас она решена. Работает и формат временного ввоза, когда налог за машину вы платите, например, в Беларуси, а эксплуатируете авто в России. А вот в случае ДТП вопрос с выплатами может затянуться. Кроме полисов надо гармонизировать законодательство, чтобы виновник ДТП отвечал за него одинаково в России и Беларуси. Открытым остается вопрос о стоимости нового полиса.
Следующее заседание парламентской Комиссии по законодательству и Регламенту, на котором произойдет первая подробная «сверка часов», состоится до конца февраля.
В России полис ОСАГО стал обязательным с января 2003 года, а с 2004-го была запрещена эксплуатация машины без него.
В Беларуси полис ОСГО появился чуть раньше, в 1999 году. Без него, как и в России, нельзя поставить автомобиль на учет и пройти ТО.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru