Скучать не вредно, вредно не скучать. В чем польза скуки

Зачем тоска зеленая

Когда мы видим знакомого, сидящего с отсутствующим видом, то считаем своим долгом как минимум достать его вопросами, как максимум — развеселить. Ведь с общепринятой позиции, скука и все ее разновидности — эмоции деструктивные и подлежащие немедленному искоренению. Однако с научной точки зрения, все как раз наоборот.

Фото  pexels.com

Героические будни

Еще Гиппократ описывал состояние угнетенного ума, подавленности, которое он назвал меланхолией (в переводе с древнегреческого — «разлитие черной желчи»). Однако он считал, что это недуг чисто физический. В Средневековье встречается упоминание о состоянии, называемом accedia, — нечто среднее между ленью и отказом от духовного совершенствования. Само собой, праздношатающийся человек должен был по этому поводу испытывать чувство вины перед Богом. Во времена Возрождения вспомнили про «отца медицины» и его «черную желчь». Поскольку это было время довольно жизнерадостное, то меланхолию как болезнь усиленно лечили. Иногда, кстати, залечивали до смерти. Позднее появились хандра и сплин, эволюционировавшие уже до полноценной скуки. В XIX веке даже основные литературные «герои нашего времени» соответствующие: утомленные и испытывающие презрение к обществу. Такими были пушкинский Онегин, лермонтовский Печорин и гончаровский Обломов. Правда, скука у них была разная. Кстати, она на самом деле многогранна.

Оттенки серого

В 2006 году группа немецких ученых под руководством Томаса Гетца из Констанцского университета выделила четыре типа скуки. Первый и самый легкий — скука индифферентная, характеризуется ленью (по-научному это называется низким состоянием возбуждения) и положительными эмоциями. Скучающий чувствует себя хорошо и расслабленно (ситуация «я просто валяюсь на диване и ничего не делаю»). Второй тип — скука калибрующая. Здесь нервная система возбуждена, и проклевывается недовольство. Человек чувствует дискомфорт, не понимает, чем он вызван, и мается. Третий тип — поисковая скука. Уровень беспокойства высокий, перестает устраивать либо быт, либо образ жизни. Человек осознает, что нужно что-то менять и ищет что. Четвертый тип — реактивная скука. Человек чувствует себя несчастным. И он либо совершенно точно уверен, что тому причиной, либо ошибочно находит виноватого. Это тот случай, когда со скандалом уходят с работы, из семьи, ссорятся с лучшими друзьями и меняют в жизни вообще все кардинально.
По сути, скука — это проявление дисбаланса в функционировании нейронов. Но это процесс нормальный и цикличный. Более того, если человек время от времени не испытывает скуки, с ним однозначно что-то не так.

Двигатель эволюции

Нейрофизиологи уверены, что все чувства даны нам с какой-то целью и выполняют определенные задачи. Например, страх заставляет избегать опасности, а боль предупреждает об угрозе здоровью. С этой же точки зрения они рассматривают и скуку. То, что мы привыкли обличать, как следствие безделья, — важнейшая эволюционная функция. Фактически мотиватор к познанию и стимул к исследованию мира. Заложенный в древнем мозге (включает в себя мозговой ствол и мозжечок) шаблон таков: если человек долго остается на одном месте, он может, во-первых, стать более уязвимым для хищников, во-вторых, упустить альтернативную деятельность, которая принесла бы ему больше пользы. Насчет хищников уже не актуально, а с возможностями все по-прежнему. Как же работает скука? Точнее, как она «включается»?

Кто на новенького?

В 1960 году в мозге были найдены очень любопытные группы клеток — нейроны тождества и новизны. Первые реагируют на повторяющиеся вещи: предметы, звуки, ощущения, ежедневные события. Они как бы ведут дневник нашей жизни. Но если долго ничего не меняется, наступают истощение и утомление этих нейронов. И здравствуй, скука: нам грустно, одежда надоела, все раздражает и, наверное, пора съездить в отпуск — обстановку сменить. В этот же самый момент нейроны новизны, наоборот, переполнены энергией и требуют новой информации, поскольку могут реагировать лишь на что-то непривычное. По мере того как это новое появляется и повторяется, активность нейронов новизны понижается, а деятельность нейронов тождества начинает превалировать. И нам снова становится скучно. Как говорится, лошадка бегает по кругу.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Фото Алексея Столярова
Как только начинаются каникулы, родители тут же озадачиваются — чем бы занять детей, чтобы они не маялись дурью. Конечно, логика в этом есть. Но старшему поколению будет не лишним вспомнить, как оно проводило лето. Учебный год заканчивался, папы и мамы вздыхали с облегчением — не нужно по вечерам корпеть над уроками, ходить на родительские собрания и проверять дневники. Свобода — она свобода для всех, как говорится. И детям целых три месяца никто не мешал вдоволь носиться с утра до вечера по огородам, дуреть в меру сил или просто бездельничать. Конечно, были взрослые (и сейчас они есть), которые считали, что от пустого времяпрепровождения молодое поколение непременно разленится, испортится и так далее. И вообще, праздность — не наш метод. Но какую деятельность можно назвать пустой, еще нужно разобраться.

Итак, родители заполняют дни ребенка множеством занятий, чтобы... Во-первых, дать какие-то навыки для взрослой жизни (в принципе, это похвально). Во-вторых, если мы говорим о современных взрослых, то они опасаются (и весьма обоснованно), что дети зависнут у мониторов компьютеров и смартфонов. Проблема в том, что нынешнее юное поколение избаловано обилием развлечений и скуки лишено в принципе. Многие ее категорически не переносят. Тут бы родителям порадоваться, да нечему. Дети не умеют скучать и не знают, что делать, когда они предоставлены сами себе. Вот и идут по пути наименьшего сопротивления — лезут в интернет. Взрослому многочисленные источники стимуляции — видеоигры, социальные сети и так далее — не во вред. Но с детьми ситуация другая. Творческий потенциал у них падает, причем причины чисто технического свойства. Поток информации огромный, и он идет непрерывно. В итоге времени ни на осмысление, ни на собственные свершения просто не остается. А это все очень нужные процессы. Поэтому, как утверждают психологи, детям летом (да и не только) очень нужно время от времени скучать. Именно в такие моменты исподволь раскрываются интересы и способности, определяются цели в жизни. Как-то так это и работает.

В ТЕМУ

Удивительно, но именно с развитием технологий и гаджетов, значительно облегчающих нам жизнь, становится все больше скучающих людей. То, что раньше было отличительной особенностью аристократов, считавших просто правилом хорошего тона периодически впадать в тоску (которую, особенно если это касалось дам, доктора рекомендовали лечить «путешествиями на воды»), сегодня становится одним из феноменов общества.

Впрочем, предки умели скучать и продуктивно. Например, Александр Сергеевич Пушкин «по тихой грусти» за три месяца сидения на холерном карантине в Болдино (с 31 августа по 5 декабря 1830 года) закончил «Евгения Онегина», цикл «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», написал поэму «Домик в Коломне» и еще 32 стихотворения.

bebenina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter