Зачем тебе такие большие уши?

Такой вопрос мы скоро сможем задать своему электронному собеседнику и даже получить ответ
Такой вопрос мы скоро сможем задать своему электронному собеседнику и даже получить ответ

Чтобы заглянуть в будущее высоких технологий, я отправилась в лабораторию Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси.

— Что это за «валторна»? — рассматриваю я деталь, действительно внешне очень напоминающую духовой инструмент.

— Турбокомпрессор — усилитель мощности двигателя, — аккуратно поправляют ученые. — Водители знают, что он часто выходит из строя и стоит достаточно дорого. Но если машина с поврежденным турбокомпрессором как–то докатится до мастерской, то для самолета его поломка может обернуться катастрофой. Мы, как и многие, попытались нащупать слабое место и нашли его, — демонстрируют мне «валторну», только уже крутящуюся на мониторе компьютера. — Лопатки турбины турбокомпрессора ломаются от возникновения мощной волны сжатия воздушного потока. Чтобы эта ударная волна не возникала, нужно изменить геометрию детали, что и было предложено конструкторам. В результате новые тракторы «Беларус» будут оснащены более надежными турбокомпрессорами отечественного производства вместо дорогих чешских.

— Компьютеры всегда создавались для конкретных задач. Нынешние вычислительные машины позволяют экспериментировать еще на этапе проектирования, что экономит огромные ресурсы, — говорит профессор Крот. — Благодаря информационным технологиям мы можем видеть даже то, что человеческим глазом в принципе увидеть невозможно. Ведь это компьютер промоделировал движение воздуха, после чего мы смогли выявить причину поломки турбокомпрессора. Области применения современных компьютеров весьма разнообразны. Например, один из проектов нашего института направлен на разработку компьютерной системы распознавания лица человека для контроля доступа. Такая система позволит исключить несанкционированное проникновение. Мы продолжаем работать и над совершенствованием системы восприятия речевых сигналов. Раньше ЭВМ просто озвучивала заданный текст. Скоро можно будет убрать клавиатуру, потому что компьютер сможет выполнять конкретные речевые команды.

Кроме этого, институт много работает в области прикладных исследований и разработок для нашей промышленности, медицины, Министерства по чрезвычайным ситуациям. Мы заранее моделируем чрезвычайные ситуации и предсказываем направление и силу паводков и других природных явлений. Уже сегодня можно установить диагноз по снятому у пациента сигналу электрокардиограммы. Если пойти дальше, можно даже смоделировать сценарий возникновения и развития некоторых заболеваний. Результатом стремительного развития информационных технологий стал суперкомпьютер «Скиф». Его мы используем пока для трудоемких расчетов в конечно–элементном анализе машиностроительных конструкций, однако возможности этой машины гораздо больше.

— Каким будет компьютер будущего, смогут ли ученые добиться главного и научить машину думать?

— Все самые совершенные компьютеры работают по программам, которые пишут люди. Но еще «отец кибернетики» Норберт Винер в середине прошлого столетия не исключил возможности появления компьютера–«мыслителя». 10 лет назад лично мне это казалось практически неосуществимым, а сейчас и сам могу сказать: да, думающие машины, основанные на принципах самоорганизации вычислительных процессов, могут быть созданы. Первыми попытками в этом направлении можно назвать искусственные нейронные сети, структура которых механически скопирована с нервных клеток и волокон человеческого организма. Если появятся «думающие» машины, они во многих сферах заменят человека.

— А как будет выглядеть компьютер будущего?

— У него, конечно, изменится вид. Исчезнет клавиатура, появятся сенсорные системы, то есть глаза и уши. Возможно, он даже будет движущимся, как робот, и сможет узнавать хозяина: как только тот войдет в дом, машина приветливо включится и предложит свои услуги.

Пока мы мечтали на предмет «глаз и ушей» компьютера будущего, я заметила, как в другом конце лаборатории, там, где нет мониторов и систем, на обычной школьной доске мелом молодые ученые писали какие–то формулы и оживленно спорили.

— Эту доску я сам попросил повесить, — ответил на мой незаданный вопрос Александр Крот. — Ни одна самая умная машина не позволит испытать радости нормального общения, когда можно поспорить, посоветоваться, перепачкаться мелом, как в студенческие годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter