Зачем стоит торговый дом построить

Более 270 товаропроводящих сетей планируется создать до конца будущего года. Это, как ожидается, поможет активизировать белорусский экспорт. Между тем, считают в Белорусской научно-промышленной ассоциации, абсолютно централизовывать внешние поставки не следует. Прежде всего необходимо максимально эффективно использовать действующие каналы сбыта, уже созданные отдельными предприятиями.

Минский автозавод, например, который является одним из крупнейших белорусских экспортеров, свои товаропроводящие сети выстраивает более десяти лет. А в Россию вся продукция МАЗа поставляется через дочернюю компанию, созданную в этой стране.
“Многопрофильные торговые дома нужны прежде всего небольшим предприятиям, которые производят промышленные товары народного потребления, продукты питания, — отметил “НГ” руководитель центра общественных связей МАЗ Валентин Лопан. — А автомобилями, которым необходимо и сервисное обслуживание, должны торговать специалисты”.
“Если бы ко мне пришли три года назад, когда предприятие “лежало”, я принял бы такую помощь с распростертыми объятиями, — признался гендиректор ОАО “Мозырьсоль” Михаил Литвин. — Но теперь, когда мы около 85 процентов продукции продаем на экспорт, зачем нам лишние посредники?”
И все же в Беларуси есть много предприятий, у которых недостаточно собственных средств, чтобы пробиваться на зарубежные рынки. Именно им нужна поддержка государства, считает председатель правления Гильдии маркетологов Анатолий Акантинов. Но при этом и сами предприятия должны активнее заниматься маркетингом, перестраивать структуру производства, быстрее внедрять инновации, обновлять ассортимент. “За рубежом номенклатуру продукции обновляют ежегодно почти на 70—80 процентов, у нас же в среднем только на 10”, — напомнил Анатолий Акантинов.
Наши производители должны больше внимания уделять и рекламе, убежден председатель Минского столичного союза предпринимателей и нанимателей Владимир Карягин. Правда, признает он, возможности для этого ограничены. На подобные цели предприятиям приходится тратить часть и так не очень большой прибыли, поэтому, возможно, следует разрешить экспортерам включать рекламные издержки в состав производственных затрат.
Участие государства в построении товаропроводящих сетей для отечественных предприятий-экспортеров — это в определенной степени вынужденный шаг, вызванный “непрозрачностью” рынков некоторых стран, в частности России. Во всем мире стараются опираться на структуры, действующие на данном рынке, а не выстраивать все с нуля, считает заместитель директора центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси кандидат экономических наук Георгий ГРИЦ. Они лучше, чем мы, знают местный рынок и местные традиции.
Для расширения экспорта белорусские предприятия могут интегрироваться и в транснациональные корпорации, которые имеют торговые структуры во многих странах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter