Зачем шведам наш “хлам”?

Проблема “электронных” отходов не такая уж и пустяковая, помочь нам ее решить взялись зарубежные специалистыУже летом специалисты и эксперты Международного института промышленной экологической экономики при Лундском университете в Швеции представят в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь свои предложения по организации сбора и переработки отходов электронного и электрического оборудования. Недавно участники международного проекта по изучению опыта европейских стран по обращению с отходами побывали в Витебске. С ними встретился наш собственный корреспондент.

— Своеобразным инструментом в реализации современной экологической политики является внедрение в нашу действительность понятия “расширенная ответственность производителей”, — говорит заведующий кафедрой экологии Белорусского национального технического университета Сергей Дорожко. — Тот, кто произвел сложную бытовую технику, должен позаботиться и о том, что с ней делать после того, как она отслужит свое. То есть организовать ее прием и разборку, чтобы извлечь полезные ресурсы и использовать их повторно. Таким образом, мы не причиним вреда окружающей среде. Холодильники, телевизоры, печи СВЧ, мобильные телефоны и компьютеры — все это представляет реальную угрозу, когда окончательно выходит из строя и выбрасывается возле контейнеров для мусора, а то и вовсе где придется. Разбитый экран телевизора и монитора — кадмий и ртуть на асфальте! А что происходит, когда они попадают на мусорные полигоны?
Сейчас участники проекта изучают положение дел с опасными отходами электроники, чтобы реально оценить масштабы существующей угрозы и найти четкий механизм управления процедурой расширенной ответственности производителя. До сих пор неизвестно, какое количество отходов электронного оборудования образуется в нашей стране. Ориентировочный отсчет — 5 процентов общего объема бытовых отходов — подразумевает под собой все крупногабаритные вещи. Доля электроники пока неизвестна. К тому же много всякого “электронного хлама” хранится в кладовках и на дачах — более сознательные люди просто не знают, куда все это сбыть.
— Пока мы не научимся считать, будем платить дважды, — утверждает шведский эксперт Тумас Линквист. — В Беларуси можно создать умную систему стимулирования производителей сложной бытовой техники, готовых работать с отслужившим оборудованием. Кстати, проблема эта решена еще не во всех странах Европы. Она имеет глобальный характер и отчетливо прослеживается в южных странах — в Греции, Португалии, Румынии. В Беларуси расширенную ответственность производителя можно уже сегодня вводить на конкретных предприятиях.
Старшее поколение помнит, как в былые времена человек при покупке нового телевизора сдавал старый и получал определенную компенсацию.  Добрый почин стимулировался как со стороны торговых предприятий, так и производителей. Сейчас в некоторых сервисных центрах “Атланта” могут разобрать старый холодильник до последнего винтика. Вопрос в том, как доставлять туда эти самые холодильники, чтобы это не создавало людям особых проблем?
Естественно специалисты Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды поинтересовались, как организован сбор такой техники в Швеции. Выяснилось, что во всех скандинавских странах работу с населением начинали с информирования. В течение нескольких лет гражданам разъяснялось, что выбрасывать сложную бытовую технику не просто вредно, но и себе в убыток. Теперь все  предприятия по сбору отходов работают по поручению производителей по договорам — как промежуточное звено. Организованы как стационарные пункты приема, так и мобильные станции, которые готовы приехать на любую улицу в удобное для заказчика время.
Сами производители видят и понимают эту проблему и готовы принимать участие в ее решении. Главное, чтобы была заинтересованность. Цена вопроса — это и цена вторичных ресурсов. Они приносят прибыль там, где в первую очередь думают о чистоте окружающей среды и здоровье будущих поколений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter