Зачем школьнику шпаргалка, когда есть компьютер

Повышение качества школьного образования в последнее время вс„ чаще напрямую связывают с компьютеризацией учебных заведений.
Повышение качества школьного образования в последнее время вс„ чаще напрямую связывают с компьютеризацией учебных заведений.

Оно и понятно: из экзотической заграничной штуковины персональный компьютер превратился в повседневный рабочий инструмент, и сегодня уже трудно представить образованного человека без умения ориентироваться в современном информационном пространстве, пользоваться ПК, работать в сети "Интернет". В свое время во всех областях и, естественно, в столице были приняты региональные программы информатизации, постановлением Совета Министров утверждена республиканская программа "Информатизация системы образования". За 3 года ее реализации в школах республики установлено 700 компьютерных классов, 70 школ получили доступ в Интернет. Есть идея создать Белнет, имеющая целью создание информационных ресурсов и национальной информационно-образовательной среды.

Статистика на первый взгляд неплохая. Однако есть и другие цифры. Только 75 процентов базовых и средних общеобразовательных школ страны оснащены компьютерной техникой (это на 10 процентов больше, чем 7 лет назад); лишь примерно треть из более чем 3 тысяч компьютерных классов, которые сейчас используются в республике, являются IBM-совместимой техникой. Это значит, что во многих учебных заведениях ребята осваивают компьютерную грамоту на давно изживших себя "Корветах". Как признает Министерство образования, темпы оснащения школ компьютерной техникой не успевают за темпами ее морального старения. Хотя бы один IBM-совместимый компьютер с процессором, позволяющим подключиться к внешним информационным ресурсам, - по нынешним временам достаточно большая роскошь, которой могут похвастаться только 56 процентов средних общеобразовательных школ. "Чему можно научить, если у нас на каждый компьютер приходится 58 учеников?" - такой вопрос прозвучал на II съезде учителей из уст учителя информатики одной из полоцких школ.

В чем же проблема? Как всегда, в деньгах. Точнее, в нехватке таковых на закупку современной компьютерной техники. И в том, что больше их в ближайшее время не будет. Не случайно министр образования Петр Бригадин со съездовской трибуны обратился к руководителям организаций, фирм, предприятий с просьбой: при замене "железа" не выбрасывать в лом машины с 386-м и 486-м процессорами - списанные, они еще очень могут пригодиться учебным заведениям.

В столице ситуация выглядит пооптимистичнее. Практически во всех школах города есть компьютерные классы - по 12 - 13 машин в каждом. Где "Селероны", где "Пентиумы-2", в будущем году, не исключено, появятся "Пентиумы-3". В нынешнем же расходы на поставку компьютеров и программного обеспечения запланированы в размере 1 миллиарда 225 миллионов рублей. Вроде солидные деньги. Но опять же проблема: на августовском педсовете городские власти, помнится, пообещали подключить 30 столичных учреждений образования к Интернету за счет городского бюджета. Позвонила наобум в несколько минских школ, удостоившихся столь почетного права. Подключили? Нет, говорят, и неизвестно, когда подключат, все по той же причине - нет денег...

Впрочем, есть и другой вопрос, а именно: насколько эффективно используется то, что есть? Скажем, ту же информатику изучают нынче дважды в неделю в 8-м классе. И - все. Остальное время кабинет нередко стоит... на сигнализации. И будет стоять по одной простой причине: "полетела" в машине какая-нибудь 25 - 30-долларовая деталька (отработала свое или вышла из строя по вине неумелого пользователя), где взять деньги на замену, если щедрот районного бюджета порой хватает лишь на банку краски? Любой начинающий пользователь, прежде чем научится сколь-нибудь сносно работать на машине, может не раз и не два отправить ее в "нокаут". Где взять специалиста, который вернет компьютер в рабочее состояние, если классные программисты, сами понимаете, сюда ни ногой и из школы уходят опытные учителя физики и математики? Создать на базе кабинета информатики, скажем, какой-нибудь школьный виртуальный клуб? Хорошая идея, но опять-таки возникает столько вопросов отнюдь не виртуального, а вполне материального характера, что в итоге за нее и браться-то особо не хотят. С использованием компьютеров для изучения предметов тоже не все так просто, как кажется на первый взгляд. Для этого как минимум должно быть соответствующее программное обеспечение (а оно в основном российского производства) и подготовленные к работе с ним педагоги-предметники. Дорого, хотя не сказать, чтобы совсем уж нереально. В Вертелишках, к примеру, в сельской школе - современный компьютерный класс, программное обеспечение по 14 предметам. Сумели ведь! Правда, есть нюанс: все учебные программы на русском языке, а как быть белорусским школам? В любом случае, директор Вертелишковской школы "за" информационные технологии, которые позволяют повысить эффективность учебного процесса, и с сожалением отмечает, что сегодня далеко не каждое сельское учебное заведение имеет такую же материальную базу.

В общем, не зря говорят, что с приобретением компьютеров у школы прибавляется хлопот: создание сетей, модернизация, сервисное обслуживание. Понятно, что поставить по машине в каждый класс в ближайшем будущем тоже не удастся. Тем более вряд ли это тот случай, когда можно действовать по принципу "числом поболее, ценою подешевле".

Несмотря на объективную необходимость компьютеризации образовательной сферы, у этой идеи сегодня немало противников. Причем не только у нас, но и за рубежом. Тотальная компьютеризация (а рано или поздно мы к ней придем) нигде не обходится без издержек. Скажем, в США, где компьютерами, подключенными к Интернету, оснащены 75 процентов классных комнат, она не только повлияла на облик учебных заведений, но и кардинально изменила систему образования. И тем не менее некоторые до сих пор считают, что освоить машину дети вполне могут и вне стен школы и поэтому не стоило бы тратить деньги налогоплательщиков на компьютерное оборудование для учебных заведений. Не исключено, основанием для этого служат данные исследований, ставящих под сомнение целесообразность огромных вложений в компьютеризацию школ и выхода их во Всемирную паутину. Как оказалось, школьники 4-го и 8-го классов, изучавшие математику с использованием обучающих программ, в математических тестах показали результаты всего на 15 процентов выше, нежели ребята, компьютерной поддержки не имевшие. Тесты по другим основным предметам вообще не выявили никаких отличий. К тому же, отмечают американские специалисты, сидение за компьютером создает проблемы со здоровьем учеников и ухудшает их социальное взаимодействие, необходимое для развития языковых навыков и общения со взрослыми. Немало опасностей поджидает подростков, отправляющихся в путешествие по сети, - к этому детей тоже необходимо серьезно готовить.

Ну что сказать? Нам до всеобщей школьной компьютеризации еще далеко. А значит, есть время осмыслить возможные последствия. И пока у хорошего педагога нет конкурентов. Может, это не так уж плохо?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter