Зачем ребенку «панцирь»?

Что  может  побудить  подростка  покинуть  свой  дом  и  уйти  жить  в  подвал,  землянку  или  на  теплотрассу,  вокзал?..

Что  может  побудить  подростка  покинуть  свой  дом  и  уйти  жить  в  подвал,  землянку  или  на  теплотрассу,  вокзал?.. 

В сознании большинства из нас закрепился миф о том, что на такой шаг чаще всего способны дети из неблагополучных семей. Действительность же подтверждает однобокость подобного вывода. Предпочесть родным компанию уличных друзей, примерить на себя их независимо-аскетичный образ жизни могут и подростки из внешне благополучных семей. Причиной всему — извечный конфликт отцов и детей, отсутствие контакта, неумение говорить, злоба и агрессия к детям или, наоборот, чрезмерная их опека. 

Все  свое  ношу в  себе 

В профессиональной копилке психолога приемника-распределителя для несовершеннолетних УВД Миноблисполкома Наталии Фалевич не один десяток примеров семейных конфликтов, развязка у которых, как правило, была одна — сначала ребенок уходил в себя, а затем покидал дом. Чего не хватало этим детям в семье? Всего-то быть понятыми, услышанными, любимыми, считает психолог. «Часто слышу от них: «Я не буду делать это, потому что я плохой, у меня ничего не получается». Спрашиваю тогда, кто тебе сказал, что ты плохой? Выясняется, что этот ярлык на ребенка навешивается в семье самыми близкими людьми… — рассказывает Наталия Фалевич. — Однако какую бы боль ни носило в себе детское сердце, воспоминания о прошлом попадающие в приемник несовершеннолетние начинают со слов о родителях. Причем все они одинаково сильно любят своих мам и пап и хотят снова быть с ними». 

Убеждаюсь в этом, общаясь с Олей, пятнадцатилетней воспитанницей приемника-распределителя. На контакт с незнакомым человеком такие подростки идут неохотно. Заметно, что девочка не привыкла делиться своими переживаниями. Так и есть: в их многодетной семье, где есть еще пятеро братьев и сестер, на задушевные беседы тянуло только пьяного отца. В такие моменты девочка привычно уходила из дома. А однажды решила уйти навсегда, без средств к существованию, куда глаза глядят. В приемник-распределитель Оля попала почти сразу же, как покинула отчий дом: мама Олиной знакомой сдала ее в милицию за кражу мобильного телефона, который та, проникнув в чужой дом, «увела» у своей же подруги. Сегодня о содеянном Оля вспоминает с болью, говорит, что раскаивается: «Вернуть бы все назад, никогда бы не ушла из семьи. Так хочу вернуться обратно, к маме, люблю ее и очень хочу видеть... А воровать никогда не буду!» В день моего с Олей разговора она отбывала в приемнике 26-й день, но никто из родителей ее здесь так и не навестил. Далее она будет находиться в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, куда направляется по решению суда. 

Десятиклассник, как... пятиклашка 

По словам Наталии Фалевич, общаясь ежедневно с такими детьми, она заметила одну особенность, касающуюся их размышлений о характере будущей профессиональной деятельности: никто из ребят не стремится стать дипломатом или банкиром, юристом, менеджером или компьютерщиком. Мечты у детей весьма реальные: стать шофером, парикмахером, строителем, кто-то так и не вырос из детского стремления реализовать себя в спорте, в частности, многие хотят быть футболистами. 

«Уровень знаний практически всех наших ребят не соответствует их возрасту: хорошо, если десятиклассник осилит программу пятого класса общеобразовательной школы. Семейные проблемы накладывают отпечаток и на их успеваемость: интерес к учебе пропадает, ребята начинают пропускать школу, замыкаются, выход эмоциям ищут и находят в компьютерных клубах, иногда их интересы приобретают выраженный криминальный характер», — утверждает психолог. Но никого из своих подопечных Наталия Фалевич не относит к категории преступников, хотя многие из этих подростков имеют те или иные административные нарушения. «Все наши ребята, скорее, ситуативно-криминогенны: у «трудных» слабая воля, поэтому влияние социума на их поведение огромно. Такие дети никогда не найдут выхода из сложной ситуации самостоятельно, не занимаясь полезным делом, они, однако, не будут совершать плохие поступки, если для этого не создать неблагоприятных условий. 

Лучший  друг — мама? 

У детей своя психоэмоциональная «бухгалтерия». Для родителей, с которыми у психолога была возможность пообщаться, стали, к примеру, откровением некоторые запросы их детей. А о требованиях мам и пап к себе многие ребята даже не подозревали. Между тем модель семейного воспитания — самая эффективная и сильная для взрослеющей личности. Не было тепла в отношениях с родителями? Тогда жди, что аналогичные ошибки создавшие собственные семьи молодые люди перенесут в личные отношения. На плохих примерах дети зачастую формулируют для себя неправильные выводы на будущее. Скажем, воспитанники приемника,  которые из многодетных семей, говорят сегодня, что в их собственных никогда не будет более одного ребенка. Основной детский аргумент, как ни удивительно, базируется вовсе не на недостатке финансовых средств такой семьи. Ребятам не хватало другого: простого внимания и ласки родителей, подтверждения, что и он такой же нужный и любимый, ценный для мамы и папы, как старшие или младшие братья и сестры... Вот и Оля, с которой нам довелось поговорить по душам, резюмировала: своему будущему единственному ребенку она постарается стать лучшим другом. 

Агрессию — в  творчество 

Чтобы понять детское сердце, Наталии Фалевич совсем необязательно говорить с детьми. «Прочесть» душу, объяснить суть внутренних переживаний, проблем, конфликтов, выявить и скорректировать черты характера можно и на невербальном уровне, с помощью проективных методик, используя арттерапевтический подход: через рисунок, поделку, прибегая к сказкотерапии. Кабинет психолога — уютное пространство, где хранится все: от бумажных лебедей и грустных пейзажей, выполненных новичками, до жизнеутверждающих замысловатых коллажей, вазочек, салфеток, шкатулок, над созданием которых старались подростки, успешно прошедшие курс социальной адаптации и реабилитации. 

Самые красивые поделки — у наиболее агрессивных, тревожных детей: им нравится работать руками. А вот с ребятами из внешне благополучных семей  в этом плане сложнее: они не доверяют взрослым и на первых порах не хотят впускать их в свой мир и принимать помощь. 

Как  жить дальше 

Мне кажется, счастье этих ребят, что сегодня они оставили свое безадресное место обитания и попали в приемник-распределитель, где с ними, кроме профессиональных психолога и воспитателей, постоянно работает и квалифицированный медицинский персонал. Их заботой здесь создана та атмосфера, попадая в которую, ребенок непременно должен задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, решить, как жить дальше. Это временное пристанище ребят, но здесь в определенной мере решается их дальнейшая судьба. 

По какому пути пойдут эти дети? После пребывания в приемнике это может быть как продолжение обучения в спецшколе или СПТУ, функционирующих в Петрикове и Могилеве, так и обратная дорога домой. Несмотря на непродолжительное время нахождения здесь, для ребят все равно стараются создать максимально комфортные условия, говорит начальник приемника Дмитрий Лобан. «Отпечаток несвободы, конечно, откладывается на миропонимание несовершеннолетних. Все они стремятся побыстрее вырваться отсюда, вернуться в семью, уже по-новому глядя на проблему отцов и детей», — считает специалист. 

--------------------------

Советы  психолога 

Задача родителей и педагогов в школе — занять ребенка каким-либо полезным делом. Его время должно быть четко структурировано: часть отводится на занятия, часть — на отдых и сон, прогулки и спорт. Родители должны в мягкой форме регламентировать также время ребенка, проведенное у компьютера. На пользу взаимоотношениям детей и взрослых — семейные походы по магазинам, посещение кинотеатров, выезды на природу. 

Если друзья ребенка не нравятся родителям, последние не должны выступать категоричными противниками такого общения. Старшему поколению стоит вести себя мудрее: спросить, чем ребенку нравится эта компания, познакомиться с ней, а затем вместе решить, стоит ли отпрыску продолжать подобное общение. В любом случае, родитель имеет право и должен высказать свое к этому отношение, однако право принятия решения стоит оставить за ребенком.

Требования родителей к детям всегда нужно мотивировать, а не действовать по принципу: есть два мнения — мое и неправильное. Сталкиваясь с противостоянием, ребенок, как правило, поступает вопреки родительскому наказу, проявляет агрессию. В зависимости от типа темперамента, он может и согласиться с мнением старших, но затаить на категоричных взрослых многолетнюю обиду. А иной подросток просто соберет вещи и уйдет из дома.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter