Зачем нужны три вузовских диплома – неужели чтобы мыть полы

Эксперты уже называют вымирающие профессии.

Эксперты уже называют вымирающие профессии.

Испанец Бехамина Серра Бош, как сообщает британская Daily Telegraph, чтобы заработать на жизнь, вынужден мыть полы в лондонском туалете. Вряд ли кому-то было дело до иностранца-полотера, если бы не одно обстоятельство. У него три высших образования, включая магистратуру в барселонской бизнес-школе. Молодой человек получил дипломы по специальностям: журналистика, связи с общественностью, маркетинг. Что, в общем-то, подтверждает выводы Московской школы управления «Сколково» и российского Агентства стратегических инициатив, презентовавших недавно «Атлас новых профессий». Вывод экспертов неутешителен. Журналистам и библиотекарям стоит осваивать новую профессию. А вот лет эдак через 10 станет довольно сложно найти работу копирайтерам, тур­агентам, испытателям, логистам, водителям такси и даже инспекторам ДПС. По мнению авторов исследования, к 2020 году особенно востребованными станут фермеры, специалисты по биоинформатике, биопротезированию и созданию новых материалов и нанотехнологий. И это не национальные – мировые тенденции.

Что касается спроса работодателей на сегодня, то, например, Новая Зеландия ежегодно публикует список специальностей, в которых она экстренно нуждается, и в него с определенной периодичностью входят сантехники и электрики. Островное государство готово немедленно выслать приглашения на работу инженерам, практически любым врачам и младшему медперсоналу, учителям и ученым. Похожие списки дефицитных профессий есть и в европейских странах, причем друг от друга они мало отличаются. Однако, что интересно, европейцы при получении образования мало оглядываются на рынок труда, предпочитая гоняться за мнимым престижем будущего диплома.

Не кажется ли вам очень знакомой ситуация? С определенной регулярностью в наших СМИ проскакивают статьи о том, как выпускники университетов вынуждены работать не по профилю. При подробном рассмотрении выясняется: они большей частью оканчивали гуманитарные факультеты, которые обильно представлены на рынке образовательных услуг, причем зачастую носят красивые и претенциозные названия. Однако стране попросту некуда девать более трехсот специалистов по мировой экономике, около 150 – по международному праву и международным отношениям, которых вузы выпускают ежегодно. И все об этом знают. Но парадокс: проходные баллы именно на эти специальности бьют рекорды, приближаясь к максимально возможным.

Похоже, в сознании людей как у нас в стране, так и за границей, складывается картина, что после вручения престижного диплома вчерашних студентов ждет такая же громкая должность. И специалист с «коркой» менеджера сразу же получит личный кабинет и место руководителя. Однако начальниками хотят быть все, и в результате на рынке нехватка тех, кто бы работал на этих начальников – строителей, водителей автобусов, программистов. К слову, согласно недавно опубликованному отчету, компании-резиденты Парка высоких технологий за прошедший год заработали примерно полмиллиарда долларов и уже создали около 18 тысяч рабочих мест. И это далеко не предел, считает директор Парка высоких технологий Валерий Цепкало. Отрасль сможет вместить до ста тысяч программистов. В дополнение к этому примерно столько же, сколько и разработчиков программного обеспечения, требуется сопутствующих специалистов: тестировщиков, технических писателей, бизнес-анали­тиков,
веб-дизайнеров.

Однако не­льзя сбрасывать со счетов еще одну проблему: как учат и чему учат в вузе? Многие студенты-техна­ри, зная о востребованности своей профессии на рынке, идут подрабатывать, не закончив обучение. Отчасти правы: реальный рабочий опыт котируется на рынке, и, имея его, к моменту окончания университета можно претендовать на хорошую зарплату. Однако такие студенты пропускают лекции, фундаментальную подготовку. Ведь технологии постоянно меняются, а университет дает главное: умение быстро ими овладевать, зная основные принципы, которые остаются неизменными. Кроме того, следует понимать, что текущие потребности рынка – не вечные, и вполне могут поменяться спустя некоторое время. Тогда мощная теоретическая база поможет вписаться в изменившиеся реалии. А мы получаем «недоучку». Зачем в таком случае ему диплом вуза? Достаточно колледжа.

И двоечников, особенно студентов платной формы обучения, факультеты отчисляют весьма неохотно, несмотря на приказы об ужесточении требований. Увы, преподаватели порой вынуждены их, наоборот, снижать. Так, например, увиденное мною задание для курсовой работы в одном из частных институтов, осуществляющем подготовку программистов, больше напоминало задачу по информатике для семиклассника. Это, конечно, крайний случай, однако и в ведущих университетах страны сложность предлагаемых контрольных падает пропорционально уменьшению количества студентов. Что имеем в сухом остатке? Диплом перестает считаться серьезным достижением и показателем компетентности специалиста. Многие современные студенты сами не знают, чего хотят от своего образования и кем собираются быть в дальнейшем, а кто-то вовсе поступает просто для того, чтобы отложить вступление во взрослую жизнь и необходимость становиться на ноги. Неясность рождает плачевный результат: полотер в туалете с тремя вузовскими дипломами.


Иван Сюльжин, ассистент кафедры интеллектуальных систем БГУ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter