Какой уровень знаний у нашей молодежи?

Зачем Наполеон написал «Бородино»

Какой уровень знаний у нашей молодежи?

Очередную шпильку поколению Next вставили недавно американские ученые: «Дети сегодня мало что знают о ...» (заполните пробел: в географии, культуре, науке, искусстве, истории и т.д.). Словом, какую сферу ни копни — везде полный провал. А как дела у нашей молодежи? В вузах ведь то и дело сетуют на вчерашних выпускников школ: учат вроде как больше, а знают, как ни удивительно, меньше. Педагоги здесь и вовсе категоричны: говорят, что проблема нынешних школьников даже не в небольшом интеллектуальном багаже, а в неумении и, главное, нежелании им пользоваться. Тем более за «двойку» за четверть накажут самого учителя — недоглядел, недоработал. А может, все знать сегодня и не нужно? Согласитесь, любой факт можно быстро найти в интернете. Стоит ли удивляться, что одна из участниц недавнего конкурса красоты, прежде чем ответить на вопрос жюри, робко поинтересовалась, можно ли «погуглить»...


У них: Багдад — столица Афганистана


Профессора Кентского университета Джон Данлоски и Кэтрин Росон оценили общий уровень знаний студентов в прошлом году, а затем сравнили результаты с аналогичными исследованиями тридцатилетней давности. Молодым людям задавали три сотни вопросов разной тематики. Результаты, мягко говоря, удивили. Так, в лучшем случае лишь каждый двадцатый смог вспомнить, что Мария Кюри открыла радий, Моцарт написал оперу «Дон Жуан», Нобель изобрел динамит, а сэр Артур Конан Дойл является автором рассказов о Шерлоке Холмсе.


Впрочем, были и куда более позорные провалы. Париж — столица Франции. Казалось бы, ну кто не знает! Оказывается, среди американских студентов таких хватает. Ведь если в 80–х этот вопрос был на шестом месте среди тех, на которые молодые люди дали правильный ответ, то сейчас он опустился аж на 23–ю строчку! Дальше — больше. Каждый третий современный американский студент думает, что Багдад — столица Афганистана, а каждый пятый уверен, что Будапешт находится в Индии. В придачу многие считают Африку страной, не могут вспомнить, кто такая Клеопатра, и затрудняются назвать автора романа «Братья Карамазовы». Правда, в одной сфере за 30 лет знаний заметно прибавилось — в поп–культуре. К примеру, вопрос, как зовут дворецкого Бэтмена (кто не знает — Альфред), поднялся с 137–го места на 101–е в рейтинге тех, где молодежь не опростоволосилась.


У нас: Сервантес — автор «Портрета незнакомки»


Оставим в сторонке многочисленные остроты Михаила Задорнова на тему эрудиции американцев. Мы тут, как говорится, два портрета из одной газеты. Не так давно «СБ» тоже задалась целью выяснить, что имеем в сухом остатке после 11 лет обучения в школе. Составили вопросы, ответы на которые можно дать, не зная формул, не вспоминая дат и не заглядывая в справочник, и раздали анкеты сотне первокурсников четырех ведущих вузов страны. И здесь результаты, честно сказать, немного шокировали.


Столицу Литвы не смогли назвать 6 человек из сотни. На вопрос, кого Иван Сусанин в лес завел, 22 студента ответили: немцев или русский полк. Немногие вспомнили, что такое «железный занавес». Предполагали: «изоляция от культурного общества», «условная граница в XIX веке», «Берлинская стена» и даже «жалюзи»... К слову, Черчилля, а также Сталина, Горбачева и Брежнева называли политическими лидерами СССР, которые предотвратили начало третьей мировой войны. В понятии кое–каких современных студентов «человек в футляре» — «труп» и «мумифицированный фараон», а «Могучая кучка» — «люди у власти» и «музыкальное произведение». Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.


Похожий эксперимент провел и репетитор по математике и физике Евгений Ливянт. Говорит, идея возникла после нескольких казусов. Однажды во время занятий услышал, как из забытого в куртке телефона звучит 40–я симфония Моцарта. Поинтересовался, у кого Моцарт играет. Ноль эмоций. Когда владелец телефона все же обнаружился, педагог услышал: «Какой Моцарт?! Это стандартный музон». Результаты анкетирования «порадовали». Оказалось, что Шекспир написал о Шерлоке Холмсе, Достоевский — «Войну и мир» и «Муму», а Сервантес — «Портрет незнакомки». Репин — автор «Черного квадрата», а Наполеон — поэмы «Бородино». Редкий студент смог ответить, кто такой Ленин, а четыре строчки из Купалы процитировали четверо из 140 опрошенных! Каждый третий не знает, когда наша страна отмечает День Независимости, причем 70 процентов не смогли объяснить смысл этой даты. Спрашивается, зачем учить все остальное, если не знаем этого?


***


Преподаватели вузов говорят: у нас сегодня студенты либо бестолково начитанные, либо сообразительные, но не знают фактуры. В принципе, всегда были те, кто вызубрил без понимания, но сегодня резко увеличилось количество тех, кто и не заинтересован в том, чтобы понять. Перестают читать, писать письма, отсюда безграмотность, чуть ли не как после революции. А переписка в интернете и эсэмэски не требуют большой работы ума, главное, чтобы друг друга поняли. Когда один из преподавателей вуза указал на 7 ошибок в объявлении, висящем в регистратуре поликлиники, медрегистратор, нисколько не смутившись, ответила: «Но вам же все понятно, чего тогда цепляетесь?»


Вопрос ребром


Неужели так называемое поколение Next совсем потеряно?


С этим вопросом мы обратились к специалистам.


Олег Мельников, профессор кафедры математической кибернетики БГУ, доктор педагогических наук, лауреат Государственной премии:


— Знаний у школьников стало не меньше, а намного меньше. Сейчас соблазнов больше, учителя слабее, а учиться неинтересно. Да и тестирование убивает учение, ведь процесс доказательства исчез. Ребята привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы, выберите правильный вариант... Шаг в сторону — и уже не понимают, что от них требуется. Скажем, по языку куда эффективнее писать изложение, а еще лучше сочинение на вольную тему, потому что в противном случае получится сплошная компиляция. По математике–физике тоже ситуация не лучше: сегодня даже предлагают пособие с 10 легкими способами отгадать правильный ответ на тестировании. В этом году впервые на механико–математическом факультете БГУ первокурсникам решили читать курс школьной математики, а в других вузах это уже норма. Страшно смотреть по телевизору интеллектуальные передачи, где молодые участники сыплются на вопросах из школьной программы. Может, по всем предметам лучше упростить учебный материал, не опасаясь за качество, тогда и свободные часы появятся для того, чтобы подумать, а не только выучить? Еще одной серьезной проблемой стало качество подготовки новых учителей, так как престиж профессии упал «ниже плинтуса» и в педвузы идут, увы, не самые лучшие.


Евгений Ливянт, репетитор по математике и физике:


— Современные школьники умные и более способные, чем старшее поколение, но к ним нужен другой подход. Каждый год у меня бывают десять учеников, способностям которых я завидую. А система образования работает, на мой взгляд, крайне неэффективно, отсюда и резкое падение уровня образованности за последние 10 лет. Недавно сообщил ученице, что солнце еще высоко, и процитировал: «В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето...» Девушка поинтересовалась: «А кто автор, кто–то из классиков? Чехов, Пушкин?» Отвечаю, что Владимир Владимирович... «Путин?» — «догадывается» ученица. Кстати, с каждым годом все больше выпускников, которые даже не умеют складывать дроби. Отдельная история — учебники. Если школьник упирается в непонимание того, что написано в пособии, он перестает учиться вообще. Возьмем для примера шестой класс. Откроем учебник истории. В первой четверти из него я узнал про владельцев бенефициев, про войну Реконкиста и про «Каролингское возрождение». А в начале книги по биологии обнаружил цитоплазматическую мембрану, органоиды, пластиды, вакуоли, межклеточное вещество. При этом в учебнике по белорусской литературе не оказалось ни одного стихотворения Янки Купалы.


Оксана Безлепкина, кандидат филологических наук, преподаватель Института журналистики БГУ:


— У любой необразованности две составляющие. Внутренняя, когда отсутствует интерес, иногда из–за информационной передозировки. И внешняя, когда нет социального «заказа» на образованность. На первом курсе мы, преподаватели, сталкиваемся с разными категориями студентов. Тут и высокоподготовленные, вчерашние лицеисты, и ребята с узким кругозором. Помнится, одна из студенток на пересдаче искала на карте Россию... под Брестом. К третьему курсу ситуация обычно выравнивается и уже нет такой ощутимой разницы. Про своих студентов журфака могу сказать так: многих работа «вынуждает» учиться.

 

Советская Белоруссия №195 (24332). Среда, 16 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter