Начало история берет еще в 2013 году, когда был принят технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». В России он начал вводиться с 2015 года, а с нынешнего года автомобили, в первый раз попадающие в торговый оборот, должны быть оснащены так называемой тревожной кнопкой для экстренного вызова оперативных служб. В случае аварии оборудование сработает и автоматически через систему спутникового позиционирования ГЛОНАСС. Член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Валерий Корешков отметил: «Оперативное оказание медпомощи и сохранение жизней, собственно, и является главной целью создания национальных систем вызова экстренных служб в союзных странах».
Сейчас и в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане создаются аналогичные национальные системы, гармонизированные между собой. Психологически в специальных службах к этому уже готовы. Так, в УГАИ МВД сообщили, что инспекторам без разницы, каким способом поступает сигнал о ДТП, по телефону или через спутник. Служба ведется круглосуточно, в любом случае наряд выезжает незамедлительно. Ожидать резкого увеличения количества вызовов вряд ли есть основания. Аналогичная ситуация в скорой помощи. Очевидно, понадобится лишь согласовать некоторые технические вопросы. В том числе через чьи спутники будет передаваться сигнал бедствия, кто оплатит функционирование системы и так далее.
Тем не менее участники нашего автомобильного рынка с некоторыми последствиями введения тревожной кнопки столкнутся уже в ближайшее время.
Во–первых, дополнительное оборудование стоит денег. По приблизительным подсчетам, в пределах двух–трех сотен долларов. «Лада», «Хундай», КИА, «Рено», «Фольксваген» и другие российские бренды уже сертифицировали свои модели с тревожной кнопкой и вряд ли забудут внести эти траты в ценник. Изготовленные по новым правилам машины у нас появились еще в прошлом году. Это, к примеру, топовые вазовские модели «Веста» и X–Rey. В отделе продаж СОАО «Минск–Лада» пояснили, что в такой конфигурации машины выпускаются изначально, поэтому трудно сказать, на сколько потянуло дополнительное оборудование. А вот массовые бюджетные модели «Лада 4х4», «Калина», «Гранта» еще пару лет могут выпускаться без тревожной кнопки, поскольку прошли сертификацию по старым правилам. Кстати, в ногу с новыми требованиями шагает наш «Белджи»: в пресс–службе предприятия сообщили, что его продукция заранее прошла необходимую сертификацию и изначально оснащается оборудованием экстренного вызова оперативных служб.
Второе: как быть с автомобилями, пригнанными из Европы и других стран, в том числе с пробегом? Федеральная таможенная служба России заранее предупредила, что с 1 января этого года для выдачи паспорта транспортного средства оно должно быть оснащено устройством экстренного вызова оперативных служб. Информация об этом должна содержаться в свидетельстве о безопасности автомобиля. У нас все пока по–старому. В ГАИ подтвердили, что иномарки будут ставить на учет, не изменяется пока и порядок техосмотра. Но надо понимать, что продать в Россию или Казахстан иномарку «без кнопки», пригнанную с 1 января, не получится. А менее чем через два года и у нас частный ввоз иномарок может практически прекратиться. Поскольку система экстренного оповещения о ДТП за рубежом устанавливается добровольно, и относительно недорогие автомобили ею не оснащаются.
Наконец, автогурманам нужно приготовиться к тому, что выбор марок и моделей мировых брендов на белорусско–российском рынке может сократиться. Для получения соответствующего сертификата нужно предоставить для краш–тестов два экземпляра каждой модели. И если продажи какого–то кабриолета или спорткара в России невелики, то на такие затраты фирма вряд ли пойдет. В этом смысле Беларусь в ближайшие два года будет в выигрышном положении.
bibikov@sb.by
Советская Белоруссия № 4 (25139). Пятница, 6 января 2017