Зачем нам инфоспецназ?

Всем памятно, как во время открытия 9‑й детской поликлиники в Минске состоялось длительное общение Александра ­Лукашенко с журналистами. Это не был традиционный пресс-подход. Глава государства встретился с ведущими представителями наших массмедиа. Потому и разговор шел на самые разные темы. В ходе диалога с Ксенией Лебедевой прозвучало интересное словечко «инфоспецназ». Что же это такое? И приведет ли к изменению качества нашей журналистики?

Коллаж «СБ».

Сам этот термин употреблялся и раньше, по делу и не очень. А чаще просто для хайпа. Сейчас ­Президент конкретно обозначил, что имеется в виду, определил, так сказать, параметры информационного спецназа.

Прежде всего, речь идет об агитации и пропаганде. И не нужно бояться этих слов. Запад сбросил маски. То, что там творят в нашем отношении, не вписывается ни в какие «золотые правила» классической журналистики. Развязана тотальная информационная война, цель которой — уничтожение нашей государственности. Потому и мы в журналистике должны использовать самый широкий набор инструментов. Главное — эффективность воздействия на аудиторию. Но не любой ценой. На этом ­Президент остановился отдельно и пояснил свою позицию очень подробно. Никаких фейков! Не стоит уподобляться противнику.
Арестовичевщина нам не нужна. Да и результаты она приносит быстрые, но не долгосрочные. В этом мы и сами смогли убедиться. Наша сила — в правде! Фирменный стиль и белорусского лидера, и отечественной журналистики — открытый и честный разговор. Публицистика должна быть пламенной, но искренней. Только так можно завоевать доверие людей.
И еще важный аспект. Ставка — на кадры. Да, у нас сформировался костяк тех журналистов, кто не дрогнул в 2020 году. Тех, кто с микрофоном в руках ходил в гущу одурманенных, пытаясь выяснить их мотивы, да просто выполняя свой журналистский долг. А за это получал угрозы, попытки покушений, западные санкции, «черные книги» и т. д. Такие люди — наш золотой фонд.
Но нужен еще и резерв. Необходимо совершенствовать подготовку новых поколений белорусских журналистов, транслировать передовой опыт на места, в другие редакции. Здесь нет мелочей. Потому важный сигнал и тем представителям журналистского сообщества, кто на время решил занять выжидательную позицию, пересидеть, спрятаться под веником, схитрить, — выбирайте любое определение.
Сколько их таких, кто подхихикивал над попавшими в черные списки? Тех, кто прикрывался удобными формулировками типа «я вне политики», кто «случайно шел мимо в магазин, покупать любимой бабушке лекарства», а тут митинг… Тех, кто на всякий случай, работая в государственной газете, ставил подписи в разных воззваниях. Совершившим более серьезные проступки и правонарушения уже дана оценка. А здесь как быть? Об этом недавно шел принципиальный разговор на заседании секретариата Белорусского союза журналистов. Понять и простить? Нет уж. Подобная категория «коллег» из разряда «наивной простоты», подбрасывающей хворостинку в костерок. А в нынешних условиях нейтралитета быть не может.
Мыслимо ли представить, что в годы Великой Отечественной кто-то из пишущей братии сказал бы: мол, моя хата с краю, пишу, так сказать, только об удоях или новых постановках в театрах. Каждая статья била в набат: идет непримиримая борьба за нашу Родину! Так должно быть и сейчас. Потому всем, не только медиаменеджерам, придется осмотреться в отсеках, подтянуться, встать в строй.
Далеко не каждый способен быть в рядах инфоспецназа. Для этого, в конце концов, нужно обладать еще и недюжинным талантом. Но не быть предателем, иметь убеждения — это не просто способность, это долг. Ведь и журналистика — не просто профессия, не ремесло. Идти в нее исключительно для зарабатывания на хлеб насущный глупо. Это миссия. Конечно, каждый видит ее по-своему. И сейчас время определиться. В том числе и для тех, кто наделал глупостей два года назад. Пусть маленьких, пусть незначительных. Но предательство не имеет подобного измерения, а мы не можем изменить прошлое.
Случайно шел мимо? Наделал в штаны и отказался выполнить задание редакции? Сейчас раскаиваешься? Молодец! Тогда встань рядом с Азарёнком и Гладкой, Муковозчиком и Лебедевой. Обозначь свою позицию! Раскаяние должно быть деятельным. Слово — это наша профессия, но любое слово должно подтверждаться делами.
Поэтому чтобы инфоспецназ на передовой борьбы за нашу Беларусь, за наши ценности действовал результативно, напористо, уверенно, он должен опираться на широкий информационный фронт. Это пропаганда! Да! Но честная и качественная. И нечего тут стесняться. А тылов в информационной войне нет. Так же, как нет места и отступлению. Только вперед!

Вадим ГИГИН, председатель правления «Белорусского общества «Знание», секретарь Белорусского союза журналистов. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter