Зачем на зеркало пенять, если нечего сказать?

Потому как ежели через семь минут после начала выделенного по закону 30-минутного бесплатного эфира произнести «Спасибо за внимание!», то запоздавшие из предвыборной речи кандидата так ничего и не услышат.

Что ни говори, а телевидение — гениальное изобретение. Хоть для демонстрации разного рода развлекательных шоу, хоть для вещей серьезных. Предвыборных выступлений кандидатов в Президенты, например. Cидит себе человек в минской студии, что-то говорит, и его тут же слышит вся страна. Если, конечно, он говорит.

Потому как ежели через семь минут после начала выделенного по закону 30-минутного бесплатного эфира произнести «Спасибо за внимание!», то запоздавшие из предвыборной речи кандидата так ничего и не услышат.

Надеюсь, читатель скоро поймет, к чему это я и по какому поводу. Сколько шума было в «околокандидатском» лагере по поводу планов Центризбиркома давать выступления претендентов в записи. И цензуру вспомнили, и диктатуру, и полное отсутствие демократии! Дали всем им демократии — больше некуда! Зарегистрировали аж 9 соперников действующего Президента Лукашенко. В принципе, всех, кто оригиналы подписных листов сдал в комиссии, а не ксерокопии. Прямой эфир тоже предоставили — идите, убеждайте народ, почему именно вас надо выбрать!

Послушал я выступления кандидатов, которые уже прозвучали.  Не буду касаться их содержания, здесь каждый избиратель волен свое суждение иметь. Затрону лишь форму.

Удивительное дело: пять лет люди готовились к выборам, добивались прямого эфира, чтобы, не дай бог, телецензоры умные мысли не вырезали… А вышли к народу, и выяснилось, что некоторым из кандидатов, по большому счету, и сказать-то нечего. Один, зачитывая непонятно кем и когда заданные ему вопросы, давал какие-то маловразумительные ответы. Другой, не поднимая глаз от бумажки, сбивчиво бубнил, как нам обустроить Беларусь в его, конечно же, понимании. Третий просто клеймил позором «плохую власть». При этом никто не использовал выделенный по закону 30-минутный лимит времени, все уложились досрочно. А один так и вовсе «отстрелялся» за семь минут!

Лично я, бывавший в прямом эфире ТВ, вполне могу их понять. Когда нет харизмы, трудно держать аудиторию полчаса в напряжении. Хотя, с другой стороны, зачем ввязывался в драку, если с харизмой проблемы?

На днях доверенное лицо одного из кандидатов обратилось в Центральную избирательную комиссию с заявлением. Просит разъяснить: может ли претендент на высший пост в государстве, выступая по телевидению перед избирателями, беседовать в эфире с сопровождающим его доверенным лицом, имеет ли он право использовать фрагменты записей его встреч с избирателями, выступлений на других радиостанциях, музыкальных произведений на его стихи и т. д.? По мнению доверенного лица кандидата, «принятая сейчас форма организации выступления кандидата значительно понижает уровень демократичности ведения агитационной кампании…»

Честно говоря, даже и не знаю, что сказать на этот пассаж: то ли плакать, то ли смеяться. Что же в таком случае может повысить демократичность избирательного процесса? Возможность рассказывать избирателю анекдоты в прямом эфире, что ли? Так мы скоро до того договоримся, что начнем видеть диктатуру  в законном требовании постового милиционера предъявить кандидатское удостоверение на входе в телецентр.

В одном из интервью председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина заметила: сам факт регистрации кандидатом в Президенты страны — это высокое карьерное достижение претендентов. Наверное, это так. И все же хочу напомнить, что выборы в стране проводятся за государственные, то есть за народные деньги. И мне как налогоплательщику мало дела до карьерных устремлений кандидатов. Ну нет у меня желания, чтобы люди с рейтингом чуть выше нуля строили свою карьеру за мой счет!

Потому как это не имеет никакого отношения ни к демократии вообще, ни к выборам Президента страны в частности.

Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter