«Локис»: новая работа Олега Жюгжды в Гродненском театре кукол

Зачем на бал пришел медведь?

Каждая новая работа известного белорусского режиссера Олега Жюгжды вызывает неподдельный интерес у критиков и зрителей. Режиссер известен своим легким ироничным стилем, смелостью трактовок, новым оригинальным прочтением известных сюжетов. Но в этом новом прочтении нет нарочитого визионерства или нарциссического позерства. Нет, Жюгжда — интеллектуал, который творит в тишине и сам не отличает «пораженья от победы». Олег Олегович любит Чехова, но и мистики не боится. Наоборот, можно сказать, что он на ней специализируется. В 2010 году поставил «Пиковую даму» по повести Александра Пушкина, получившую множество наград на различных республиканских и международных фестивалях, в том числе и Национальную театральную премию в четырех номинациях, потом был гоголевский «Вий», «Фауст. Сны» по мотивам Гете, лермонтовский «Демон». Жюгжда доехал даже до Сахалина, где сначала попытался напугать жителей острова «Дракулой», а после размышлением о темной стороне человеческого характера в постановке «Господа Г…ы» по Салтыкову-Щедрину. Оба спектакля попали в лонг-лист «Золотой маски». Теперь в родном Гродненском театре кукол главный режиссер Олег Жюгжда выпустил постановку «Локис». Инсценировку по новелле Проспера Мериме написал известный белорусский драматург Сергей Ковалев. Это не первая совместная работа Ковалева и Жюгжды. 

Спектакль поставлен в популярной нынче на театральных подмостках стилистике стимпанк: в сценографии Ларисы Микиной-Прободяк много кожи и железа, затейливая игра со светом. Фабулу леденящей кровь истории составляет легенда о графе-оборотне Михаиле Шемете, обитающем в литовском замке Мединтильтас. 
До гродненского «Локиса» сюжет Мериме несколько раз уже возникал в нашем культурном пространстве: многим запомнился фильм «Масакра». В Новом драматическом театре в 2015 году выходила премьера «И слышатся лишь звуки полонеза…». Драматург Игорь Сонин, под которым скрывался артист театра Игорь Подливальчев, тогда написал пьесу по мотивам двух произведений — «Медвежьей свадьбы» Анатолия Луначарского и той самой новеллы Мериме. И вот теперь — гродненское прочтение. 

В этом прочтении много юмора, грустных мыслей об амбивалентности человеческой природы. По мнению режиссера, в каждом из нас затаился свой зверек до поры до времени. В этом смысле «Локис» вырастает до уровня мистической притчи. Актерский ансамбль в придуманном мире чувствует себя легко и свободно, упоенно купается в предложенной стилистике. Живой актерский план и куклы существуют здесь в редкостном единообразии, не подавляя друг друга, а, напротив, продолжая режиссерскую мысль. Неожиданная развязка вполне в духе современных сериалов отличается от своего литературного канона, тем самым делая гродненскую премьеру самодостаточным художественным высказыванием. Природа человека непознаваема, как бы говорит нам режиссер, но алчность в ней по-прежнему играет не последнюю роль. 

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter