Зачем Коляду тянут на дуба?

Корреспондент «СОЮЗа» побывал в деревне, где сохранился уникальный славянский обряд

Корреспондент «СОЮЗа» побывал в деревне, где сохранился уникальный славянский обряд


НАРОДНЫЕ обряды давно превратились в экзотику. И лишь немногие энтузиасты еще могут показать то, что когда–то было живой душой деревни. Для горожанина — это необычное яркое шоу, которое устраивают самодеятельные коллективы по мотивам тех обычаев, которые остались сегодня только в этнографических сборниках. Но такой стереотип не для семьи Нины Климович. Она успела записать от старушек — жительниц родного села Новины Березинского района — воспоминания о рождественских празднествах и диковинном обряде «Тянуть Коляду на дуба». И вот уже 15 лет подряд живет по правилам, унаследованным от предков. С 6 по 21 января каждый год в Новинах и окрестных селах повторяется мистерия, напоминающая гоголевские вечера на хуторе близ Диканьки.


Когда–то колядные празднества отмечались, по словам Нины Дмитриевны, во всем Березинском районе и далее — на Минщине, Могилевщине. И всюду на дуб или любое старое дерево, будь то липа или верба, 21 января затягивали или колесо, или сноп — так называемую коляду — на удачу, на урожай.


Почему и как появился этот обряд, Климович не знает. Но то, что его реликты остались лишь в ее родной деревне, подтолкнуло Нину Дмитриевну сделать все, чтобы не только сохранить обычай, но и приспособить его к реальной жизни.


Климович возглавляет коллектив «Радзiна» (в переводе на русский «Семья»). Само название говорит о том, что здесь только родственники: братья, сестры, соседи, кумовья. Вся деревня Новины — это близкие люди. И они сразу присоединились к начинанию Нины Дмитриевны, которая, как директор сельского Дома культуры, пользуется авторитетом и в райцентре Березино. Ведь она принесла славу всей своей малой родине. Обряд «Тянуть Коляду на дуба» занесен в Государственный список историко–культурного наследия. Как единственный и неповторимый в стране, да и, пожалуй, во всем мире.


В Новинах и близлежащих деревнях «тянут Коляду на дуба» всегда в один и тот же день — 21 января: этим заканчивается цикл рождественских празднований. Правда, «рождественскими» их можно назвать лишь условно. В Новинах смешались и церковные, и еще дохристианские обычаи. Нина Климович составила календарь местных колядных «таинств»: — 6–7 января отмечаем постную кутью. Кутья — это специальная каша, которую подают к рождественскому столу. 13–14 января у нас богатая кутья. 19–го — «Вадохрышча», или по–русски Крещение. А 21–го приходит пора «Тянуть Коляду на дуба».


Сноп–коляда, то ли языческое божество, то ли образ женщины–роженицы, стоит в хате Нины Дмитриевны с 6 января. Потом она перенесет его в Дом культуры, и здесь соберется на торжество все село. А затем пойдут к одинокому дубу в поле — далеко за деревней.


— Чем дальше от села стоит дерево и чем дольше до него идти, тем длиннее будет лен нового урожая, такое существует у нас поверье, — просвещает меня Климович.


Шествие к дубу начинается с украшения Коляды и телеги, на которой ее торжественно повезут, рушниками. В это время в хатах хозяйки ставят на столы угощения. А также берут старые веники и высекают из них топором все грехи, которые наделали за дни поста. Остатки веника выбрасывают на перекресток. И вот Коляда уже на санях, рядом садится Нина Климович. Мужчины тянут повозку через деревню и поле — к многовековому дубу. За ними следом с праздничными песнями идут сельчане.


Затянуть Коляду на дуб поручают крепкому парню, а женщины вокруг становятся хороводом и распевают обращенные к Коляде песни, похожие на заклинания:


А ты сядзi высока

I глядзi далёка,

Каб жыта не лажылася,

Каб жыта каласiлася.


В этом году Коляду на дуб потянут сразу в нескольких деревнях — кроме Новин также в Дмитровичах, Любушанах, Чижахе, Михалево. От дуба разбросают остатки кутьи — к хорошему урожаю. Разожгут костер из соломы. А потом начнется катание на санях и качание в снегу. Попрощавшись с Колядами, начнут готовиться к Масленице.


Галина Соколовская, начальник отдела культуры Березинского райисполкома, надеется, что 21 января в Березино и Новинах будет много туристов. Старинный обряд в этом уголке Беларуси стал не просто театрализованным шоу, а частью жизни. И люди здесь щедрые и душевные. Гостям — почет и уважение.


Любопытно


Колядные обряды сохранились и в других регионах Беларуси. В Лепельском районе играют «Женитьбу Терешки». Это шутливая свадьба, на которую приходят парни и девушки и находят себе пару. По правилам обряда девушки красятся не румянами, а свеклой, вместо магнитофона играют волынка и гармонь. На старый Новый год в селе Семежево Копыльского района в колядном обряде «Цари» до Великой Отечественной войны участвовал уроженец этих мест — Герой Беларуси, известный конструктор в области автомобилестроения академик Михаил Высоцкий.


— Теперь, — говорит он, — стараюсь бывать на родине, чтобы вспомнить молодость и порадоваться лишний раз за то, что наш деревенский обычай приобрел всемирную славу.


В 2009 году обряд посчитали бесценным и внесли в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в срочной охране. Кстати, на Рождество 2011 года семежевский коллектив «Цари» удостоился специальной премии Президента Беларуси. Любопытно, что прообразом костюмов «царей» послужили солдаты русской императорской армии, а сюжет карнавала взят из библейской истории «Царь Максимилиан».


CULTURA@SB.BY

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter