Зачем калькулятор, когда есть костяшки?..

IT-технологии  мертвы  без  внедрения  современных  систем  управления  предприятиями

IT-технологии  мертвы  без  внедрения  современных  систем  управления  предприятиями

Иногда приход  информационных технологий напоминает мне коммунизм. Его наступления ждали долго, но он так и не наступил. Сейчас Беларусь уже лет десять топчется на пороге эры информатизации, но все стесняется войти в эту дверь. Нет, компьютеры и даже Интернет надежно обосновались в квартирах и офисах. Но насколько процентов мы используем функционал вычислительной техники? Или она  просто заменила калькулятор и пишущую машинку? Кабинеты руководителей, чиновников, рядовых специалистов, как и 10—20 лет назад, ломятся от бумажных документов, из-под которых гордо выглядывает монитор. А как же автоматизация, электронное делопроизводство?..

Вроде  есть,  а  вроде  и  нет

Несомненно, в Беларуси имеется неплохая отрасль производства и внедрения корпоративного программного обеспечения (ПО) и систем автоматизации. А вот потребителей этой продукции практически нет. С десяток основных IT-компаний живут с реализации экспортных проектов. Крупные российские и украинские холдинги инвестировали 10 миллионов долларов в собственные информационно-аналитические системы. Немалая часть этой суммы перепала и белорусским программистам. Что касается белорусского рынка, то его скромные потребности способны приносить чисто символические доходы. Поэтому автоматизацию отечественных предприятий белорусские «айтишники» рассматривают с точки зрения имиджа, социальной ответственности, перспективы, но не коммерческой.

Скажем, в прошлом году корпорация «Галактика» получила официальную прибыль около 33 миллионов долларов. А обороты в ее подразделениях по выполнению белорусских проектов оказались на несколько порядков ниже.

Впрочем, и само наличие рынка корпоративного ПО иногда хочется поставить под сомнение. Львиную долю его занимают простейшие по своей сути системы автоматизации бухгалтерского учета с минимальным функционалом, который обеспечивает исключительно техническую работу оформления и учета различных документов. Даже весьма скромные аналитические способности серийных программ и программных оболочек практически не используются большинством потребителей.

Что касается систем автоматизации более высокого порядка, таких как ERP, CRM и другие, то таковых в Беларуси практически нет. Исключение составляют, пожалуй, только банковский сектор и немногочисленные торговые компании с иностранными корнями. В реальном секторе экономики случаев внедрения полноценных аналитических систем практически не встречается. В лучшем случае можно говорить только о намерениях, переговорах и других подготовительных процессах. Но до реализации и внедрения пока дело не дошло. Конечно, некоторые крупные промышленные предприятия установили у себя определенные пакеты и IT-системы, но пока в урезанном варианте.

Кстати, о слабости отечественного IT-рынка свидетельствует и полное отсутствие объективных его исследований. Фактически остаются загадкой основные его характеристики: спрос, емкость, рентабельность… Международные исследовательские агентства дают четкие данные о положении дел в России, Украине. А Беларусь так и остается белым пятном. Все оценки ограничиваются умозрительными высказываниями экспертов и участников рынка, которые представляют мало ценности для практического применения. Да и как анализировать рынок, которого практически нет? По некоторым косвенным данным (обороты ведущих участников рынка и их доли) можно констатировать, что ежегодно в стране реализуется проектов автоматизации не более чем на 15—20 миллионов долларов. Цифра ничтожно мала для появления маркетинговой и консалтинговой инфраструктуры у «айтишников».

Инструмент,  а  не  волшебная  палочка

В Беларуси IT-технологии считают волшебной универсальной таблеткой. После умных речей на конференциях начинаешь верить в чудеса: поставил компьютеры, загрузил программы — и на следующий день предприятие из убыточного превратилось в суперприбыльное… Враки. Программные и аппаратные продукты — это всего лишь инструмент для использования современных управленческих технологий. Если они на предприятии отсутствуют, то для управления производством вполне достаточно старых добрых счетов с деревянными костяшками.

Кстати, в России бум на IT-решения начался с кардинального пересмотра концепций управления компаниями. Тут-то и выяснилось: чтобы быстро и правильно принимать решения, «ручным» анализом бумаг уже не обойтись. Скажем, система бюджетирования (управления финансами). Ее наличие считается уже обязательным в уважающих себя российских компаниях. Эта управленческая технология позволяет выявить ненужные издержки на крупных, сократить затраты, измерить эффективность использования финансовых ресурсов… Консалтеры — внедренцы бюджетирования месяцами изучают особенности предприятия. Итог исследования — толстый талмуд схем, формул, уравнений… Подставляй исходные данные и узнаешь всю правду о финансовой  эффективности производства. В принципе, все можно и на бумажке посчитать, но времени много уходит. Когда результаты будут готовы, они уже потеряют актуальность и ценность для руководителя. Система бюджетирования, не подкрепленная системой автоматизации, не более чем красивая теория с нулевыми утилитарными характеристиками.

В Беларуси чаше всего основой для принятия оперативных решений служит интуиция директора, основанная на его многолетнем опыте. И зачем перелопачивать множество цифр, если босс и так все знает шестым чувством?! Увы, таковы реалии современной управленческой традиции. Поэтому и IT-системы остаются лишь красивой игрушкой.

Конечно, с одной стороны, можно долго ругать отечественный директорский корпус, но с другой — несколько пассивную позицию занимают и участники рынка автоматизации. У большинства из них (впрочем, это болезнь, которой страдают и другие сферы экономики) отсутствует четкая маркетинговая стратегия продвижения своего продукта на рынке, нет и соответствующего позиционирования своих услуг. Загляните в офис IT-компании: менеджеры по продажам с удовольствием загрузят валом технической информации, будут рассказывать о быстродействии автоматизированных систем, возможности получать информацию в реальном режиме времени, о новых протоколах передачи данных по беспроводным сетям… Чтобы проникнуться рассказом, необходимо обладать глубокими теоретическими познаниями в этой области. Впрочем, соль проблемы не в этом. Ведь руководитель приобретает не сервер и процессоры, не ПО — все эти вещи ему неинтересны. Он готов платить за ту эффективность, которую сможет обеспечивать это оборудование. И вопрос, какие конкурентные преимущества дает система автоматизации, повергает «рекламаторов» в некоторое недоумение.

IT-решения — это сегодня модно и круто. Но какие они дадут преимущества. Увеличатся продажи, вырастет доля компании на рынке, сократятся на определенное количество процентных пунктов издержки или вырастет рентабельность… Конечно, существуют отвлеченные выкладки, основанные, как правило, на опыте западных аналогов. Но для потенциального потребителя такая информация — дайджест. В Беларуси существует немало особенностей, не свойственных другим, в том числе и соседним, странам. Кроме того, у каждой компании есть своя специфика, позиция, имидж на рынке, цель и другие параметры. В принципе, клиент готов платить за решение своих реальных проблем, которые мешают ему наращивать производство и извлекать дополнительные прибыли. И у каждого представителя бизнеса они в той или иной мере уникальны. Вот их-то и необходимо вычленять и предлагать конкретные решения. А позиционировать автоматизированные системы управления как интеллектуальную новинку  равносильно производству роботов-домохозяек, похожих на человека. Интересно, забавно, но не более того…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter