Зачем изобретать велосипед?

Помощники одиноких стариков стали «многоборцами»
Помощники одиноких стариков стали «многоборцами»

Согласитесь, велосипед ассоциируется с сугробами примерно так же, как коньки с асфальтом, разве только в качестве экстремального развлечения. А вот в Сморгонском районе 70 велосипедисток каждый рабочий день выезжают на заснеженную дистанцию и с увесистой поклажей наматывают, бывает, больше десятка километров. Вот только к велоспорту эти зимние «марафонки» никакого отношения не имеют. Они — работницы отделов социальной помощи на дому.

...У Татьяны Синкевич из Сморгонского центра социального обслуживания населения — десять подопечных в шести деревнях и на одном хуторе. Все — одинокие старики и инвалиды. Самый короткий для Татьяны маршрут от ее дома — 4 километра, самая дальняя дистанция — 6 километров. А ведь к каждому подшефному пенсионеру нужно заехать как минимум два раза в неделю!

Обычный день социального работника начинается с загрузки велосипедного багажника. Маршрут привычный: продмаг, аптека, прачечная, ремонтная мастерская. Правда, лишь багажником ограничиваться не приходится, ведь закупленных для стариков продуктов, постиранных и отремонтированных вещей обычно так много, что приходится завешивать пакетами руль. Но Татьяна не жалуется, а просто констатирует: «Меньше десяти килограммов еще ни разу не везла. Несколько буханок хлеба, пакеты молока — ежедневный «дежурный» груз. Крупу, сахар, макароны, а также стиральный порошок доставляю время от времени для пополнения домашних запасов моих стариков».

...Когда все авоськи прочно прикручены к велосипеду, пора ехать. От дома к дому, от деревни к деревне...

По снегу, морозу или под проливным дождем — в любую погоду. Главное, чтобы тропинку не развезло или не засыпало снегом так, что колеса не пройдут. Тогда придется все тянуть на себе. А еще, приехав к пенсионеру, нужно дров наколоть, в доме убрать, воды принести, постель перестелить... Такое вот «многоборье»!

Еще несколько лет назад Татьяна и ее коллеги–соцработники по домам стариков пешком ходили: одиноких пенсионеров и инвалидов было меньше, а центры обслуживания населения специально подбирали сотрудников, живущих неподалеку от подопечных. Но молодежь разъезжается по городам и крупным деревням... От стариков уезжают дети, а из мелких деревень — сотрудники соцотделов. Вот и решили районные власти выдать социальным работникам велосипеды, чтобы облегчить им дорогу в глубинку. Однако расстояния, которые необходимо преодолевать, увеличиваются с каждым годом, и поездки на велосипедах становятся настоящим испытанием.

...Смотрю на бодрую и энергичную Татьяну Синкевич. Восхищаюсь и одновременно... жалею. Не пора ли нам, наконец, научиться щадить человеческие силы? Тем более что двигатель внутреннего сгорания был изобретен более ста лет тому назад.

Повод и комментарий

Михаил Беляев, заместитель председателя комитета по труду и социальной защите Гродненского облисполкома:

— То, что нашим социальным работникам в некоторых районах области ежедневно приходится проезжать на велосипеде десятки километров да еще зимой, — не совсем нормально. Мы уже задумались над этой проблемой и нашли ее решение: в Волковысском районе начали действовать так называемые мобильные бригады — в специальной машине по заранее определенному графику собираются несколько социальных работников, и шофер развозит их по подопечным. Так же по графику и собирает. Похоже, что эксперимент проходит успешно, поэтому в ближайшие годы мы хотим внедрить такую систему во всех районах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter