Зачем городить огороды

Об обязательном декларировании доходов при крупной покупке

В России активно обсуждается идея: экономисты твердят, что необходимо ввести обязательное декларирование доходов при крупной покупке. Например, дорогого автомобиля, квартиры или дома. Допустим, идешь в автосалон за новеньким БМВ — прихвати с собой документы, подтверждающие легальность происхождения денег. Это может быть справка о зарплате, нотариально заверенная дарственная или какой–нибудь другой официальный документ, из которого видно, что финансы получены законным путем.


Такую новацию предложило российское минэкономразвития правительству. Пока, правда, этот прогрессивный шаг только обсуждается — как в прессе, так и в кабинетах больших начальников. Причем российские специалисты высказывают мнение, что новый порядок вряд ли станет реальностью в ближайшей перспективе. Мол, много сложностей. А народ тем временем недовольно морщится, представляя, сколько инстанций надо будет обойти, чтобы собрать нужные бумажки.


Пока россияне обдумывают, как бы сделать важный шаг вперед, я припоминаю, что нечто подобное у нас считалось новшеством примерно лет пять назад. Что мне и подтвердили в управлении налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам. Сегодняшнее российское «новое» для нас действительно хорошо забытое старое. И забыто о нем уже года два.


Те, кто в то время покупал недвижимость или автомобиль, помнят, как все происходило. Необходимо было заполнять декларацию «Об источниках денежных средств», объяснять, откуда у тебя взялась такая крупная сумма. Это касалось всех покупок стоимостью свыше 2.000 базовых величин. Но вот уже несколько лет, как эта норма перестала существовать, и наши специалисты не видят смысла к ней возвращаться. Сегодня в стране работает Закон «О декларировании физическими лицами доходов и имущества». То есть тот же самый контроль осуществляется постфактум.


Налоговая инспекция, проанализировав сведения о доходах и имуществе, имеет право потребовать у любого гражданина декларацию о доходах и имуществе, причем как за предыдущий год, так и за последнее десятилетие. Так и происходит, когда инспектор видит, что расходы значительно превышают доходы. Ну, скажем, официально молодой человек получает 500 тысяч рублей в месяц, а при этом покупает новенький автомобиль в салоне за десятки тысяч долларов.


Логично предположив, что при такой зарплате это авто еще на протяжении долгих лет должно оставаться для него роскошной мечтой, но никак не обычным средством передвижения, инспектор резонно задается вопросом: «Откуда взял деньги?» И если не находится убедительного документального объяснения, почему дебет с кредитом никак не сходятся, покупателя наказывают рублем: сумма превышения расходов над доходами облагается подоходным налогом.


Хотя до сих пор наша система налогообложения и вызывает нарекания по отдельным позициям, дело учета и контроля у нас поставлено четко: сведения о доходах и расходах всех граждан исправно стекаются в налоговые инспекции из самых разных источников — от работодателей, банков, ГАИ, кадастровых служб и прочих. И тот, кто живет не по средствам, рано или поздно оказывается в поле зрения налоговиков. И надо заметить, как правило, это происходит рано, а не поздно.


Вероятно, в России система информирования фискальных служб работает еще не идеально. Иначе зачем создавать гражданам дополнительные трудности? Насколько неудобно людям бегать и собирать кипу всяких справок, нам известно не понаслышке. Да и не слишком это эффективно. Можно предположить, что тот, кто набил карманы нелегально, не станет добровольно в этом признаваться, а наверняка найдет какой–нибудь способ скрыть «черный» доход.


Отмена же излишних бюрократических процедур, как показывает наш опыт, стимулирует открытость налогоплательщиков. Для выявления подпольных богачей существуют более эффективные инструменты. Вот их–то и надо использовать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter