Зачем для декорации лишние дома?

Результаты проверки на «Беларусьфильме» стали толчком для реформирования отрасли

Результаты проверки на «Беларусьфильме» стали толчком для реформирования отрасли

У киностудии «Беларусьфильм» сейчас сложные времена. А кому легко, когда к вам пришла проверка? Особенно если найдено много нарушений. А у киновидеоотрасли их, как оказалось, действительно немало.

Замечания Комитета государственного контроля Республики Беларусь, представленные в «Р», едва вмещаются на пяти страницах. Почти столько же занимают нарушения ПТ РУП «Белорусский видеоцентр» и РУ «Государственный регистр киновидеофильмов и киновидеопрограмм».

В чем именно претензии?

«Беларусьфильм», например, необоснованно включал в себестоимость производства фильмов затраты по использованию легковых машин. Результат – стоимость картин завышена на 60 миллионов рублей. Еще. В смете затрат на съемку «Глубокого течения» объемы планируемых к приобретению товаров, работ и услуг, а также их стоимость были завышены почти на 44 процента. Вместо достаточных для декораций 7 домов и 5 сараев в смету было заложено на шесть строений больше. Затраты на аренду живого реквизита (лошади, куры, коровы) также были необоснованно завышены.

Еще один факт. Как известно, ежегодно на «Беларусьфильме» снимается множество российских картин. Так вот проверка Госконтроля выявила, что услуги по временному предоставлению помещений оказывались без договора аренды. Заезжие кинематографисты платили за комплекс услуг. В результате чего за два года киностудия недополучила более 70 миллионов рублей.

Госрегистру ставилась в вину ненадлежащая организация контрольной деятельности. Проводилась она на низком уровне. Белвидеоцентр ругали за невостребованность произведенной продукции. Из 135 фильмов неокупаемость большей половины не оправдана. На их производство потрачено более миллиарда рублей, а от проката и тиражирования получено 54 миллиона.

Все эти нарушения, несомненно, нельзя оставить без внимания. Но есть и более серьезные недостатки, выявленные Госконтролем, на которых и остановимся подробнее. Ибо уже известно, что они послужили толчком для реформирования киновидеоотрасли, которое и начнется в ближайшее время. Во всяком случае, «виноватые» уже предложили свои варианты выхода из кризиса.

В чем главная проблема проверенных предприятий? Госконтроль установил: многие нормативные документы, регулирующие их деятельность, устарели и не отвечают задачам национального киновидеопроизводства. «Беларусьфильм» и Белвидеоцентр руководствуются сборниками, которые Госкино СССР разработало 30—50 лет назад. Но время не стоит на месте. Именно поэтому специалисты в срочном порядке подготовили перечень документов (в основном экономических, юридических, технических), которые требуют переработки. В институте проблем культуры создана специальная лаборатория. Она и займется этими вопросами.

В ближайшее время на киностудии начнется упорядочение численности производственного персонала. Несмотря на то, что за полгода изменения в штатное расписание вносились 62 (!) раза, количество работников остается неоптимальным. За 2003—2004 годы на оплату вынужденных простоев израсходовано почти 44 миллиона рублей. Это прежде всего касается творческих сотрудников. Численность инженерно-технического персонала близка к оптимальной. Из более полутысячной армии можно сократить не более двух десятков человек. А вот с тремя студиями (игровых, документальных и мультипликационных фильмов) просто беда. Там собраны неплохие специалисты. Но проблема в том, что они не всегда задействованы. Нынешние объемы производства вынуждают к простою. Заместитель директора «Беларусьфильма» Сергей Леонович с сожалением говорит, что со многими придется расстаться. «А что если в будущем мы начнем снимать больше? Где будем искать режиссеров, операторов?..»

Кстати, руководство национальной киностудии утверждает, что в этом году будет выполнено поручение Президента № 23 от 12.06.2001 г., касающееся съемок шести игровых картин. Проверяющие установили, что, несмотря на наличие необходимой производственно-технической базы, кадров и значительного бюджетного финансирования, не обеспечено ежегодное производство тех самых шести полнометражных художественных фильмов. Задание выполнялось лишь наполовину. За два года снято шесть художественных фильмов, семь мультфильмов и 52 части хроникально-документальных фильмов. В нынешнем году уже выпущены игровая лента «Глубокое течение» и телевизионный четырехсерийный фильм (две серии приравниваются к одной художественной картине) «Нежная зима». В ближайшее время свет увидят художественный фильм «Отчий дом» и детский четырехсерийный телефильм «Три талера». В следующем году, заверил Леонович, задание также будет выполнено. Киностудия пойдет тем же путем, что и нынче. Сделает ставку на телефильмы. Они изначально экономически более выгодны, привлекают большую аудиторию. Да и шансов продать их значительно больше. Телеканалов ведь на просторах СНГ множество. Кстати, телефильм «Подружка Осень» — единственная картина, выпущенная за последние годы, которая окупилась. Доходы от реализации, проката, тиражирования и распространения той же «Анастасии Слуцкой» составили лишь четыре процента от затрат на ее создание.

Тут самое время вспомнить о рекламе. В отчетный период «Беларусьфильм» практически не рекламировал свою продукцию (на это расходовалось полпроцента от затрат). Сейчас, корректируя бюджеты художественных фильмов на 2006 год, киностудия предлагает, чтобы средства на рекламу составляли до 10 процентов от всех расходов. Руководство хорошо понимает, что реклама – это двигатель торговли. Надо больше в нее вкладывать, тогда и отдача будет более существенной.

Решит ли все это проблемы национального киновидеопроизводства? Хотелось бы верить. Хотя у сотрудников «Беларусьфильма» есть еще множество предложений по комплексной модернизации отрасли. Среди них — капремонт киностудии, замена старого оборудования, строительство нового павильона. Ратуют они и за более тесное сотрудничество с Белорусской академией искусств и Министерством образования республики. Первая должна разнообразить перечень специальностей для киноотрасли, второе – более активно использовать фильмы в процессе обучения. Беспокоятся и о пересмотре ставок авторского вознаграждения. Сегодня белорусский режиссер получает в сотни раз меньше, чем российский. А ведь оплата труда во все времена была стимулом к работе…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter