Зачем Беларуси хенд мейд

Зачем Беларуси хенд мейд

Пэчворк, квиллинг, скрапбукинг и еще множество модных слов, которые на уроках труда учителя не произносят...
На днях узнала, что моя давняя знакомая увлеклась вязанием. Шарфы, снуды, варежки, шапки… Все на продажу. Спрашиваю, не вышла ли она замуж и не собралась ли в декрет. Ну просто сложно придумать другую причину, по которой молодая офисная леди начинает профессионально заниматься рукоделием. Но все оказалось иначе: для нее это способ самореализоваться. 

А есть у меня и другая знакомая, которая от таких слов упала бы в обморок. Она – ярый борец за женское равноправие в бизнесе, политике и других общественно значимых сферах. И на мнение о том, что «наши женщины достаточно свободны, чтобы не заниматься бизнесом, а вышивать цветы», каждый раз реагирует одинаково: «Вот поэтому нас всерьез и не воспринимают». 



Стереотип это или нет, но в нашем обществе и правда есть образ «молодой мамы», которая от невозможности выйти на работу внезапно для всей семьи становится рукодельницей. Но кто к этому занятию относится серьезно? Кто согласится с тем, что изготовление варежек и игрушек – занятие не менее важное, чем менеджмент рекламного отдела крупной компании по продаже запчастей? А ведь умение создавать и украшать быт своими руками – это то, чем всегда так славились наши женщины. Или рукоделие просто больше не в цене?

Как рукоделие превратилось в хенд мейд


Пэчворк, квиллинг, скрапбукинг и еще множество модных слов, которые на уроках труда учителя не произносят. А зря. Что вы делали в мастерской в свои школьные годы? Мы шили фартуки. Скука смертная. Ну зачем современной школьнице фартук! А если бы нам показывали, как сделать из глины сережки или сшить себе платье с обложки, уверена, труды стали бы самым любимым уроком.

Но сегодня проще. Тому, чего нет в школе, можно научиться в интернете. Еще совсем недавно социальные сети переживали бум хенд мейда в виде женских украшений, как сейчас на них свалился новый: скрапбукинг и игрушки. И количество руководств и комментариев в блогах говорит о том, что дальше будет только больше. Тем более что найти инструменты для ручной работы – пластик и перья, кожу и ткани, фигурные дыроколы и клеевые пистолеты – теперь тоже не проблема. 

На смену вязанию крючком пришли валяние из шерсти и пэчворк. Бабушкино рукоделие превратилось в молодежный хенд мейд. И снова стало популярным. Можно ли это использовать? Нужно! Следующий вопрос – как.




Где продается ручная работа


Заработать ручными поделками в нашей стране не так-то просто. Можно круглыми сутками делать невероятной красоты открытки и альбомы, а в результате получать не больше среднестатистического секретаря. Да и где все это продавать? Есть всего несколько магазинов наподобие «Подземки», но у каждого из них – приличная наценка, которая делает недешевый хенд мейд еще дороже. Есть интернет. Сотни групп в социальных сетях, которые развернуться по полной рукодельнице все равно не дадут. А тем временем в Германии, например, ежегодно проходит около 15 выставок народного промысла. 

У нас они тоже проходят. Но по-настоящему большими и узнаваемыми можно назвать разве что ежегодную минскую ярмарку «Млын» и "город мастеров" на «Славянском базаре». Да, там есть где разгуляться, но нескольких дней в год для богатой на мастеров Беларуси – недостаточно. Я как-то заходила на «Млын». Даже в последние часы работы в помещении было не протолкнуться. И ведь надо еще учитывать, что к этому моменту большинство хороших вещей уже было раскуплено! 

Уникальные ручные работы всегда были в цене, но сейчас, кажется, на них началась настоящая охота. Участвует ли в ней государство в полной мере? Поддерживает ли оно ремесленников так, чтобы те не распылялись на поиски мест для продажи, а занимались своим делом? Ведь людей, которые занимаются народным промыслом у нас, – тысячи!
Я заходила не только на ярмарки. Пробовала найти что-то и в магазинах. Но каждая такая попытка заканчивалась неудачей: либо слишком дорого, либо однообразно, либо просто скучно. Поэтому поиски подарка всегда заканчивались в интернете, где те самые «молодые мамы» готовы сделать на заказ любую вещицу, которая придет вам в голову. Да еще и скидку сделают, и сами привезут, когда вам будет удобно. Но разве это пример эффективного использования труда? 



«Ремесленнику тяжело реализовать свою продукцию, ведь, кроме выставок, он практически нигде не может продавать работы, - рассказывает Ольга Асадчая, создатель украшений. - Можно еще в праздничные дни торговать на уличных ярмарках (пару раз в месяц). Есть несколько хороших интернет-ярмарок, но они иностранные, и без знания языка и постоянной рекламы через них тоже трудно что-то продавать…»

Вообще, есть очень простой способ проверить, все ли у нас хорошо с развитием точек для торговли. Представьте, что вам нужно отвести уважаемого вами иностранного гостя в магазин за сувениром. Уже утром он улетает к себе в Норвегию, а сегодня вечером хотел бы купить несколько подарков своим родным на память о Беларуси. Куда вы его поведете? Вот лично я не могу с уверенностью ответить на этот вопрос. Даже в Минске найти большой магазин с хорошим выбором и доступными ценами – непросто. Что очень нелогично, учитывая интерес и иностранцев, и самих белорусов к этой продукции.

Но «негде продавать» – это только одна проблема народных мастеров. Есть и другая.

Работа или деньги


Время ремесла – осень. Тогда и выставки проходят, и приближение праздников напоминает людям о подарках. А бывают месяцы, когда ярмарок нет, а следовательно, нет и покупателей. Или наоборот. В общем, не сезон. И что тогда умельцам делать, лично я не представляю. Им-то отпускные никто не предоставляет. 

«Это на обычную работу ты ходишь каждый день и потом получаешь зарплату. У творческих людей - то густо то пусто, то ни так ни сяк... Моего заработка пока хватает на то, чтобы оплачивать учебу, рабочие материалы и еще немного остается для себя и семьи», - рассказывает Ольга. 

Девушка уже несколько лет создает украшения из камней и полимерной глины, а также работает в технике сутаж (плетение из гибкого шелкового шнура) и декупаж (декорирование предметов аппликацией). Сейчас она получает второе высшее образование по профессии психолога семейных отношений. Но чем будет заниматься дальше, творчеством или психологией, еще не решила. Бросать украшения не хочет, но в какой-то момент перед многими народными творцами становится вопрос: любимое занятие или хорошая зарплата. Хотя для героини этот вопрос решен: 

«Если ты ради хорошей зарплаты делаешь то, что тебе не приносит морального удовлетворения, становишься просто роботом в системе и в конечном счете начинаешь ненавидеть свою работу... Как следствие – профессиональное выгорание. То, чем занимается человек, должно ему, по крайней мере, нравиться. Для меня украшения – это выражение моего внутреннего мира. Приобретая мои вещи, человек получает частичку моей энергии, и, видя восторженный блеск в глазах покупателя, ты понимаешь, что делаешь свою работу не зря».

А ведь и правда, сколько раз успешные бизнесмены твердили нам: делай то, что любишь, и добьешься успеха. Но нашим ремесленникам просто делать свое дело недостаточно. Им приходится становиться бизнесменами. Самим производить, самим искать покупателей, самим писать рекламу… И эффект от этого редко бывает хороший. Потому что уже давно известно: есть творцы, а есть организаторы. И лучшие результаты бывают тогда, когда эти два человека встречаются и начинают работать вместе. 

В роли организатора вполне успешно может выступать государство. Ведь что нужно ремесленнику? Вовсе не дотации или грамоты, а просто возможность где-то выставляться. С учетом того, что ручной труд – дороже фабричного и продажа работ через обычные магазины не выгодна ни умельцам, ни покупателям. Вот вроде стоит красивая тряпичная игрушка за миллион рублей, а кто ее захочет за такие деньги покупать и сколько от этой суммы достанется ее создателю – большой вопрос.

Да и зачем магазины, если можно в два счета обустроить в центре городе открытую площадку, которая проработает не два дня, а хотя бы несколько недель. Ведь к нам в Минск скоро приедут тысячи иностранных гостей. Приедут посмотреть не только на хоккей, но и на страну, о которой многие наверняка ничего и не знают. И зачем этим гостям «европейские» кафе, которым на самом-то деле далеко до европейского уровня, когда людям интересно увидеть что-то самобытное, уникальное, неизвестное. Например, изделия белорусского народного промысла. Я за то, чтобы эту часть нашей культуры можно было найти на каждом шагу. И не только на время проведения ЧМ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter