Забытая мелодия для песни

 Теперь займемся мелодистами, чьи произведения тоже вызывают у слушателей не одну лишь восторженную реакцию...

Я вам обещал, что и до семи нот доберусь? Обещанное ниже! Мы уже обсуждали с вами тему, почему наши артисты поют песни с не всегда качественными текстами, и как вышло, что с белорусскоязычными современными композициями в стране напряженка. Более того, откликнувшись на весенний призыв «СБ», наиболее талантливые авторы сочинили вполне неплохие стихи, используя предложенные им слова. Теперь займемся мелодистами, чьи произведения тоже вызывают у слушателей не одну лишь восторженную реакцию. Обрушить скрипичные ключи на головы творцов мы попросили людей в шоу–бизнесе известных, в том числе... и самих композиторов. Не все они разделяют мнение, что в Беларуси все так уж скверно с этим видом деятельности, а потому грудью встали на защиту таланта своих коллег.


Геннадий Маркевич, композитор, автор музыки песен «Жемчуга», «Звезды» (Инна Афанасьева), «Я схожу по тебе с ума» (Валерий Дайнеко), «Они», «Так бывает» (Ольга Плотникова), «Без тебя» (Ольга Плотникова и Дмитрий Врангель), «Рано или поздно», «Облако» (Руслан Алехно):


«Я не согласен с некоторыми журналистами и слушателями, обвиняющими современных белорусских эстрадных композиторов в том, что они не могут писать запоминающиеся, яркие мелодии. Да вы возьмите ну не любую, но каждую вторую–третью песню Славы Ракитина, Лени Ширина, Макса Алейникова, Сергея Сухомлина, Жени Олейника, и она окажется очень популярной в народе. Но у нас многие молодые люди перестали смотреть по телевизору концертные программы, они слушают (если слушают) FM–станции. А вы припоминаете, чтобы в их программах объявляли, кто является автором той или иной композиции? А потом юноши и девушки удивляются: ты смотри–ка, оказывается, та классная песня — наша, а не какая–нибудь российская! И такое отношение со стороны радийщиков — норма. Минские музыкальные редакторы станций — самые ленивые люди в мире. Ты им песню привезешь, 100 раз позвонишь, снова приедешь, поклонишься в ноги, а они к тому моменту уже ее потеряли. Поэтому в последние годы белорусские композиторы стали работать на сторону — писать для украинских и российских исполнителей. И дело не только в гонораре, но и в том, что там мы для них — уважаемые личности. Вообще, вот эта наша национальная черта, что у нас все плохо, меня просто убивает».


Леонид Войтович, певец, композитор, автор песен «Девушка уходит из дома» (Искуи Абалян), «О самом главном» (Алеся), «Письма с берега», «Электронный мачо» (Виктор Пшеничный), «Простая песенка» (Ксения Ситник):


«Сейчас композиции как таковые мало остаются в памяти. Во–первых, потому что их в классическом смысле, по сути, почти нет. Есть некий синтетический жанр, по форме напоминающий песню, — текст, мелодия, запев, припев плюс предполагаемое зрелище на сцене или в клипе. Но по совокупности, по общему содержанию это не совсем песня, а трек — понятие рынка шоу–бизнеса, деталь эмоционально–финансового обмена: «пипл хавает, значит, все о’кей» — и артист в обойме, и небеден. Нынешний песенный продукт по аналогии с «продуктами йогуртными», «сметанными» продается неплохо, потому что относительно недорог и на него есть спрос. Таковы условности буржуазного вкуса, часто маргинального, но имеющего средства на его удовлетворение. В этих реалиях, где каждый день нужно выбрасывать на рынок новый продукт, публика запоминает не его мелодию, а брэнд — имя исполнителя или группы.


Во–вторых, придумать мелодию сейчас может любой — компьютеры есть у всех. И потому что все как–то уплотнилось — песня сжалась до рингтона, а «Война и мир» сократилась до размера sms, но среди всего этого шума и гама все еще присутствует вакуум, в котором носится что–то, к чему просто следует внимательно прислушаться. Какая–то простая, но очень запоминающаяся мелодия. А сам я сотрудничаю с очень хорошими композиторами–песенниками, знающими толк в современной музыке: Сергеем Сухомлиным, Виталием Пензиным, Сергеем Липенем, Максимом Пугачевым.


Современная публика более склонна к музыкальному фаст–фуду. Кстати, иногда он бывает довольно недурного качества. Конечно, от него порой пухнут мозги, но он спасает от голода в условиях дефицита выражения простых эмоций. Потому и композиторы, и поэты, и певцы, по крайней мере та часть их, которая понимает все, вынуждены идти на определенные творческие компромиссы, чтобы быть востребованными и зарабатывать».


Алексей Хлестов, певец:


«Если сравнивать наш музыкальный продукт с российским, то творчество ведущих белорусских композиторов абсолютно конкурентоспособно. Придираясь, можно найти изъяны в их багаже, но ведь и не все песни Давида Тухманова или Вячеслава Добрынина являются шедеврами. Тенденция такова, что музыкальную моду в последние годы диктуют не авторы композиций, а слушатели. А они основательно подсажены на примитив, который им в огромном количестве предлагают исполнители а–ля Верка Сердючка. И белорусские мелодисты среднего класса равняются на такое «искусство». Хит может быть разным — тот, о котором забудут через месяц, и который будут помнить десятилетиями. Я стремлюсь, чтобы в моем репертуаре были песни на годы.


А всем тем, кто сочиняет однодневки, хочу посоветовать: будьте в русле мировой музыки, ее тенденций и не берите пример с откровенных халтурщиков. Деньги, может быть, вы и заработаете, но имя — никогда».


Нина Богданова, певица, автор и исполнитель песен «Плакали два ангела», «Сильный мужчина», «Опять весна, а мне 17», «В музыке рождается любовь»:


«Проблема современных белорусских композиторов заключается не в том, что они пишут плохие песни (есть и такое), а в том, что сегодня они, как правило, являются еще одновременно и аранжировщиками, и саундпродюсерами, и играющими на компьютере музыкантами. Если раньше я иногда работала с ними, то сейчас это делать перестала. Потому что они гонят сплошной формат, подстраиваясь под радио и телевидение. Да и композиторами многих могу назвать лишь условно — они не имеют музыкального образования, не владеют на должном уровне нотной грамотой, не умеют расписывать партитуры и тому подобное. Мне любопытнее сотрудничать с молодыми ди–джеями — Mikis, Kavaler. А из тех, кого стоит выделить, назову все те проекты, к которым приложил руку Владимир Кубышкин, а также Макса Алейникова, Виталия Пензина и Баграта Вартаняна».


Как видите, позиция респондентов ясна: композиторы у нас есть, мелодий шикарных навалом, но мы либо принимаем их за неродные, либо отдаем предпочтение массовому ширпотребу. Пойду–ка послушаю что–нибудь сочиненное на века, «Александрыну», например.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter