Эта страница военной истории написана кровью белорусских детей

Забыть — значит предать

Интернат смерти

Сегодня им было бы за 80. Они бы стали учителями, врачами, хлеборобами. У них были бы дети, внуки и, наверное, правнуки. Точнее, все это могло бы быть. Потому что из многих сотен мальчиков и девочек, прошедших за годы войны через детский дом в деревне Семково под Минском, партизанами бригады «Штурмовая» спасены всего 274 ребенка. Все, которые остались в живых на 25 февраля 1944 года. И это был, безусловно, подвиг. Но память о так и не ставших взрослыми мальчиках и девочках, замученных оккупантами и их холуями в Семково голодом и болезнями, смертельным забором крови для вермахтовского госпиталя, не дает спать спокойно. И это как пепел Клааса, который стучит в сердце, — так цитатой из классика выразился председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец, написавший о семковской драме пронзительный роман «Операция «Кровь».

Николай Чергинец.

С Николаем Ивановичем мы встретились на днях на митинге-реквиеме у скромной памятной доски, напоминающей о некогда разыгравшейся в Семково трагедии. Пришли ученики местной школы, ветераны, дочь комиссара партизанской бригады «Штурмовая» Ильи Федорова, представители ряда партий, БРСМ — все, как в предыдущие такие встречи. И в то же время не совсем. Слишком многое изменилось за прошедший год в общественном сознании и в силу известных событий, и в силу того, что Беларусь предпринимает решительные меры, чтобы на международном уровне осудить геноцид нашего народа в годы войны со стороны оккупантов. И это, возможно, последний шанс восстановить справедливость в отношении детей из Семково.


Назвать палачей поименно 

Николай Чергинец в годы войны еще ребенком сполна познал все ужасы германской оккупации. Его маму с семью детьми просто выбросили из квартиры. Пришлось ютиться в полуразрушенной хибаре на окраине Минска. 

— На телеграфном столбе неподалеку висел то один, то другой казненный патриот, — вспоминает писатель. — На нынешней площади Якуба Коласа также стояла виселица, народ заставляли смотреть на казни. Представляете, какой это был удар по детской психике! А детдомов, подобных семковскому, было в Беларуси 16. Детей туда забирали силой у матерей, отлавливали на улицах, привозили из концлагерей (их было 260). После того как у ребят откачивали кровь, они умирали через пару дней, недель, редко кто выживал несколько месяцев…

Эти воспоминания дополняет ведущий митинга-реквиема подполковник в отставке Сергей Соболев. Когда-то он служил неподалеку от Семково и, услышав трагическую историю обитателей местного детского дома, решил собрать побольше фактов, обошел местных жителей, изучил публикации.


— Так всплыла одиозная фигура присланного оккупантами в детдом управляющего по фамилии Генералов, до войны якобы работавшего в Минске, — рассказывает Сергей Васильевич. — При нем были разворованы продукты, одежда, постельное белье. Дети жутко голодали, побирались в окрестных деревнях, ели даже дождевых червей. Умерших от голода и болезней хоронили во дворе. Девочек постарше он принуждал к сожительству. Партизаны пригрозили ему, отобрали оружие. Не пристрелили, видимо, из опасения, что немцы в отместку расправятся с детьми. Генералов удрал, и найти его, чтобы призвать к ответу, не удалось.

Но не мог же он пропасть бесследно! Если сбежал с оккупантами, то следы должны быть где-то на Западе. Пусть мерзавец уже сдох (извините за грубое слово), но правосудие должно свершиться. Чтобы об этом знали его дети и внуки (если есть), духовные наследники, коих немало развелось. Достаточно вспомнить недавнее шествие нацистов в Киеве, такие же «парады» в некоторых странах Балтии. Их предки кроваво наследили на нашей земле. И не только в Хатыни. Николай Чергинец никогда не забудет черные мундиры украинских, литовских, латышских эсэсовцев. Недавно известный белорусский историк член-корреспондент НАНБ Александр Коваленя привел такие цифры: из 277 человек полицейского подразделения в Бресте 190 были украинцами, 62 — поляками… Прежде эти факты по соображениям «политкорректности» замалчивали. 
Пора наконец напомнить. Чтобы те, кто пытается сегодня утверждать, что не так уж страшны были репрессии в годы войны и пора все простить, знали: мы не забыли. И геноцид не простим! Не давали невинно замученные нам такого права. 
В подтверждение Сергей Соболев показывает недавнее письмо из прокуратуры в ОО «Защитники правды и памяти о Великой Отечественной войне» с требованием предоставить имеющиеся факты о геноциде белорусского народа. Разумеется, в ответе будет изложено и все, что известно об уничтожении белорусских детей в Семково. К этому можно добавить недавно вскрытые прокуратурой новые факты массовых казней оккупантами в годы войны мирных жителей в Логойском районе, других местах. Всему этому будет дана правовая и моральная оценка.



КСТАТИ

На днях Германия извинилась перед Намибией за геноцид, осуществлявшийся по отношению к ее народу более 100 лет назад, и обещает выплатить компенсацию в 1,3 млрд долларов. Так- же извинения принес президент Франции Макрон.

Сила — в единстве

Импонируют слова, с которыми обратилась к участникам митинга-реквиема заместитель председателя Минского райисполкома Ирина Тихонко: мы едины в оценке происходившего на нашей земле по вине оккупантов. Молодежь и ветераны, представители разных профессий и вероисповеданий, Республиканской партии труда и справедливости, Либерально-демократической партии, Компартии Беларуси, БРСМ… И в этом единстве — сила нашего общества.

— 77 ветеранов и участников войны проживают в районе, — отметила Ирина Тихонко, — а также 120 узников нацистских концлагерей, 8 блокадников Ленинграда, 111 тружеников тыла. Так что живы еще те, кто может опроверг-нуть фейки, например, о том, что Минск оккупантами был не очень разрушен. На днях мы поздравляли со столетием участника войны. И он нам заявил: город лежал в руинах. Этими свидетельствами надо пользоваться для защиты правды о нашей истории. Это и есть наше единение, как и то, что мы, живые, помним павших. Единение и память — то, что нам сейчас очень нужно. 

К этому трудно что-то добавить.

КОМПЕТЕНТНО 


По просьбе «СБ. Беларусь сегодня» трагедию в Семково прокомментировал участник митинга-реквиема заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси по научной работе профессор Николай Бузин:

— Сегодня некоторые пытаются говорить о том, что войска вермахта придерживались международных норм и конвенций. Это не соответствует действительности. По большому счету на территории Беларуси осуществлялся геноцид. Германия планомерно и с полным пониманием того, что делается, использовала все ресурсы оккупированных территорий для решения собственных военных и других задач. Вопреки конвенции о защите гражданского населения в ходе военных действий осуществлялось уничтожение населения, в том числе детей — будущего нации. Многие годы определенные факты были под грифом секретности. А свидетелей происходившего в годы войны становится все меньше. Этим пользуются те, кто заинтересован в фальсификации истории, уничтожении памяти. Отсюда попытки поднять на нашей земле флаги с чуждой символикой. У белорусов должно быть четкое понимание того, что мы не должны ни перед кем оправдываться за свое прошлое и настоящее. Мы отдали все, что могли, чтобы жила наша страна. Осознание этого должно стать весомой частью патриотического воспитания молодого поколения.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter