Забыть все!

Обостренная память — причина... пьяных драк
Обостренная память — причина... пьяных драк

Интересно, что бы делали сценаристы блокбастеров и «мыльных опер», если бы под рукой не было этих сюжетов, палочек–выручалочек, которые со стопроцентной гарантией подогревают зрительский интерес? Кома, украденные дети, призраки прошлого, ну и, конечно, потеря памяти... В разное время с абсолютно чистого листа жизнь пытались начать и цыган Будулай, и миллионерша Иден Кепвелл, и еще с десяток любимых народом героев. И каждый раз это волновало, щекотало нервы. Да что сериалы! Разве совсем недавно, к всеобщему изумлению, из наровлянских лесов не вышел загадочный мужчина в камуфляже? Про себя он помнил немногое: что хорошо разбирается в компьютерах и знает устройство бронетранспортера. Больше ничего — ни имени, ни адреса... Мистика какая–то!

«Никакой мистики! — заверил корреспондента «СБ» заведующий кафедрой психиатрии и наркологии БелМАПО доктор медицинских наук, профессор Роман Евсегнеев. — В Республиканской клинической психиатрической больнице ежегодно наблюдаются 5 — 6, иногда даже 10 пациентов с такими грубыми нарушениями памяти. А вообще, подобные расстройства, только в легкой форме, встречаются сплошь и рядом. Например, случалось ли вам проехать свою остановку? Или перерыть весь дом в поисках какого–либо предмета первой необходимости? Или забыть, какое сегодня число? Другое дело, когда из памяти выпадают целые блоки информации. Здесь могут быть две причины. Первая и самая частая — органические повреждения головного мозга, связанные с атеросклерозом, болезнью Альцгеймера, черепно–мозговой травмой, менингитом, энцефалитом и т.п. Но такая амнезия развивается медленно, постепенно, обычно с возрастом и практически необратима. Второй вариант — когда расстройства памяти возникают буквально в один день и носят причудливый характер. То есть человек может забыть и свое имя, и своих близких и при этом, как ни странно, помнить доказательство сложной теоремы. Однако к большинству таких больных память все–таки возвращается». В сущности, совсем не надо быть Пинкертоном и уж тем более волшебником, чтобы понять «наровлянский феномен», — с точки зрения психиатрии речь идет о так называемых диссоциативных амнезии, трансе или фуге. В них загоняет психологическая травма, которая бьет по очень важным, очень ценным для человека вещам и с которой у него не хватает сил бороться. Срабатывает один из механизмов защиты — и начисто разрывается связь между прошлым и настоящим. Да так, что возникает охота к перемене мест: человек бежит от своей личной драмы уже не только в переносном, но и в прямом смысле. Чем дальше — тем лучше. «Мне, пожалуйста, билет на поезд!» — «В каком направлении?» — «А вам какое дело?» Старый анекдот на тему диссоциативного транса, но в самую точку...

Вообще–то механизмов психологической защиты у нас, по словам Романа Евсегнеева, предостаточно. Иначе бы жизнь с ее вечными стрессами превратилась в сплошную пытку. Скажем, в трамвае стащили кошелек. Обидно? Обидно. Больно? Больно. Но один скажет себе: еще заработаю! Другой пожмет плечами: ну с кем не бывает? Третий вытеснит неприятный факт в подсознание. Четвертый, как ребенок, вообще скажет, причем искренне, что ничего и не было — ни кражи, ни кошелька. Для пятого же это просто конец света... Все зависит от того, насколько вы умеете внутренне справляться с неприятностями. «В Англии, к примеру, это считается похвальной чертой — пережить стресс так, чтобы этого никто не заметил, с «твердой верхней губой, — рассказывает Роман Александрович. — Там сызмальства внушают: «Плачут только дети эмигрантов! Терпи!» Чем хуже человек умеет адаптироваться к ситуации, тем больше угроза, что свою травму он самым примитивным способом просто «вырежет» из воспоминаний — по–живому, со всей прожитой жизнью в придачу. Замечено: во время войн, революций, социальных катаклизмов память теряют чаще. Много Будулаев дала и эпоха колонизации. Покоряемые народы и племена нередко старались пережить нашествие незваных гостей именно так — спрятав, как страус, голову в песок, стирая все воспоминания...

Личность «потерявшихся» обязательно пытаются установить. Но вряд ли возникшие в дверях палаты родственники с семейным альбомом помогут сразу вспомнить все. «Трудность в том, что такие грубые расстройства памяти, как ни странно это звучит, могут быть для человека приятными и полезными. Ведь они дают легкий выход из ситуации, которая не решалась обычным путем, — объясняет парадокс Роман Евсегнеев. — Цель врача — помочь соединить прошлое и настоящее. А если «костер» еще горит? Если травма еще болит? Тогда амнезия может длиться годами. Допустим, я лет пять наблюдал больного, которого обвиняли в совершении преступления, но дело до суда никак не доходило. Потому что стоило появиться следователю с бланком допроса, как человек опять все вычеркивал из памяти. Настолько тяжелой для него была ситуация».

Да, память выкидывает разные фокусы. Не всегда столь причудливые, но тоже не из приятных. Скажем, в состоянии легкого опьянения память обостряется — именно это основная причина пьяных драк. «Сообразили на троих» — и припомнили друг другу все старые обиды. «Приняли на грудь» слишком много — и в сознании вообще образовался провал. Так, кстати, кое–кто допивается до синдрома Корсакова, когда в памяти происходят необратимые изменения. Впрочем, с возрастом она ослабевает у всех людей, так или иначе. Но даже в 90 лет человек разумный способен помнить гораздо больше, чем тот тридцатилетний, у кого голова привыкла не работать, а только «водку пить да шляпу носить»...

Досье «СБ»

В сентябре — ноябре 2006 года в поле зрения врачей Гродненской областной психиатрической больницы попали сразу 5 пациентов, утративших память. 22–летняя рабочая предприятия «Мостодрев» была найдена у реки и могла вспомнить лишь один эпизод своей жизни — что ее, связанную, куда–то везли в фургоне... Комплектовщица завода «Автопровод» поехала с мужем на рынок, чтобы купить детям все необходимое к школе, и внезапно все забыла, даже имена дочерей. Со слесарем завода газовой аппаратуры вообще приключилось нечто удивительное. Поехал на пару дней в район на заработки и пропал. Прошло целых пять месяцев, прежде чем жена получила извещение, что он находится в Миасской психиатрической больнице Челябинской области под фамилией Неизвестный. Лишь по часам Минского часового завода и спичкам борисовской фабрики местные врачи предположили, где следует разыскивать его родственников.

Советы доктора Евсегнеева

Нет никаких методов профилактики диссоциативных расстройств. Ведь это всегда происходит неожиданно. Единственное, что можно посоветовать — учиться управлять своей жизнью, справляться с трудностями, не быть игрушкой в руках случая. Но это означает долгую работу над собой... Другой вопрос — как сохранить память острой, даже если вам за 60?

Следите за своим физическим здоровьем. Банально, но факт: в здоровом теле — здоровый дух! Если у вас нарушен липидный обмен, скачет давление и т.д., память неминуемо будет страдать. Следите за весом, за рационом питания.

Не пейте по любому поводу валокордин и корвалол. Они содержат люминал, который резко ухудшает память. Кстати говоря, Беларусь — одна из немногих стран, где так слепо доверяют этим препаратам.

Не злоупотребляйте лекарствами, многие из них влияют на память.

Ну и, конечно, тренируйте основные функции памяти — фиксацию, удерживание и воспроизведение информации. Опасный миф: «тот, кто много работает головой, быстро вырабатывает свой ресурс». Ничего подобного, все наоборот: тот, кто постоянно тренирует память и интеллект, и ясность ума сохраняет надолго.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter