Кто 22 июня 1941 года первым принял на себя штурмовой удар гитлеровцев

Забвению не подлежит

ПУТЬ К ПОБЕДЕ НАЧИНАЛСЯ С ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ НАШЕЙ ЗЕМЛИ В ИЮНЕ 41-ГО

Есть такой пронзительный и мудрый фильм «Завтра была война». Это о грани между обычными, пусть и полными драматизма днями и трагедиями военной поры. Пограничники Брестской крепости утром 22 июня 1941 года первыми приняли бой. А потом были долгие годы ожесточенных сражений. Было много лишений и бед. Но мы выстояли. Война — это в том числе и напоминание о том, что надо уметь ценить мир.


Территорию Беларуси по левую сторону Буга в разные времена называли то островом Авиационным, то Западным. Сейчас — Пограничным. Решение открыть это место для посещения десять лет назад — в июне 2011 года — во время памятных мероприятий в Брестской крепости принял Александр Лукашенко. Поручение было исполнено. Что здесь сегодня можно увидеть?

В зоне доступа 

Остров — пограничная зона. Соответственно попасть сюда можно, заранее записавшись на экскурсию и с паспортом. С официальным представителем Брестской Краснознаменной погрангруппы имени Ф. Э. Дзержинского майором Сергеем Дмитриевым подходим к пограничнику, который охраняет вход на вантовый мост. Показываем документы, говорим о цели визита. После того как вход разрешен, идем по контрольно-следовой полосе и аккуратно ступаем на деревянный настил моста. Первое желание — сделать селфи. Вид на водную гладь Западного Буга и крепость впечатляет.

Старший офицер Брестской погрангруппы Сергей Дмитриев изучил историю острова не только по долгу службы, но и как историк по образованию.

По проекту Брестского технического университета мост построен в 2012 году. Общая длина — около 150 метров. Вместе с обустройством прилегающей территории он обошелся бюджету Бреста в сумму, эквивалентную более чем 460 тысячам долларов. 

Здесь обитают соловьи, черные аисты, дрозды и другие пернатые. В камышах прибрежной полосы мы заметили лебедя в гнезде. Идиллия природы без видимого вмешательства человека. Но понимаешь: тут каждый сантиметр полит кровью, а фрагменты зданий казарм, пороховых складов, казематы, деревья в три обхвата — свидетели беспримерного мужества. Порой кажется, что 300 человек, живших тут в июне 1941-го, по-прежнему обороняют остров.

Вид на Тереспольские ворота с острова.

Огневая точка была на чердаке 

На Пограничном сохранились 37 исторических объектов середины XIX — первой половины XX века. К строительству некоторых из них причастен легендарный генерал Дмитрий Карбышев. Капониры, фрагменты казарм и пороховых складов, казематы в земляных валах… 

Даже здание караульного домика (таможенной будки) XIX века сохранилось. Оно старше самой крепости. Когда-то на бывшем Варшавском тракте размещался таможенный пост Российской империи. 

— Оборонительные сооружения здесь стали строить в то же время, что и на Центральном острове — в середине 1830-х, — рассказывает Сергей Дмитриев. Он историк по образованию, поэтому интерес к Пограничному у него не только по долгу службы. — На момент строительства Брест-Литовской крепости остров был заболочен, через него протекала речка Шлеерка. Она пересох­ла. Была предусмотрена возможность затопления острова на момент ведения боевых действий. На месте моста, который соединял Тереспольское укрепление с Центральным островом — Цитаделью, было расположено предмостное укрепление, которое обеспечивало дополнительную защиту. Потом его срыли. 

В этом здании держали оборону курсанты школы шоферов.

Мы подходим к пороховому погребу. 

— Он построен из кирпича, накануне Первой мировой был модернизирован. На входе устроены так называемые сквозняки — два проема, за которыми скрывается металлическая бронированная дверь. Даже если бы враг притащил оружие на прямую наводку, пробить дверь он не смог бы, — Сергей Дмитриев предлагает нам зайти внутрь погреба. 

Внутри ни зги не видно. Включаем фонарики. Пробуем сдвинуть с места стопудовую дверь — общими усилиями удается. Внутри — приятная прохлада. А вот с другой стороны порохового погреба — расстрельная стена. Смотришь — и леденеет кровь… 

Есть информация, что эта стена порохового погреба была расстрельной.

Сергей Дмитриев обращает внимание на дырки от пуль:

— Через остров двигались колонны военнопленных из крепости в Тересполь и далее в концлагерь в Бялой Подляске. Здесь проходил мед­осмотр. Если мужчина был обрезан, ставили к стене порохового погреба и расстреливали. Стена — железобетон. Смотрите, какие остались следы от пуль. Без сомнения, это свидетельства массовых расстрелов.

Дальше по пути — каменная баня, построенная для солдат, офицеров и чиновников Брест-Литовского. В 1941 году чердак использовался как огневая точка для пулеметов. 

Здание строилось для авиаторов, потом здесь размещались пограничники автотранспортной роты.

Судьбы защитников

В июне 1941 года немцы предприняли штурм нескольких укреплений крепости — Кобринского, Волынского и Тереспольского. 

— Если Брестская крепость в целом — место воинской славы, то остров Пограничный — конкретно место славы пограничников, — говорит Сергей Дмитриев. — Как сейчас, так и в 1941-м здесь была пограничная полоса. И на острове располагались исключительно пограничники общей численностью около 300 человек. 

Памятник пограничникам — защитникам острова установлен в 1991 году.
Накануне 1941 года в крепости на Тереспольском укреплении стояла автотранспортная рота, которой командовал старший лейтенант Аким Черный. Также здесь была окружная школа Белорусского пограничного округа, где готовили шоферов для погранвойск, под командованием старшего лейтенанта Федора Мельникова. Командиры проживали на острове с семьями.

Сергей Дмитриев рассказал, как сложилась судьба командиров и их семей: 

— У Акима Черного в первые дни обороны погибли беременная супруга и ребенок. Все это произошло на глазах у его матери, которая лишилась рассудка. Сам Черный попал в плен, заболел туберкулезом, был освобожден. Уехал на родину в Сумскую область. Там женился на вдове родного брата и усыновил его дочерей. Когда Сергей Смирнов писал историю Брестской крепости, он неоднократно связывался с Акимом Степановичем, чтобы узнать подробности. Но тот был немногословен. Потом Черный признался, что каждый раз, когда он вспоминает остров, как будто умирает. 

Федор Мельников на острове проживал с двоими сыновьями и женой. В первые дни войны был смертельно ранен. Супруга с детьми спаслась. Вступила в партизанский отряд и была его связной до освобождения Бреста. После войны с детьми жила в Бресте. 

Остался жив Михаил Мясников — курсант школы шоферов. По его воспоминаниям, остров сражался до 30 июня. Мясников с двоими товарищами смог вырваться из крепости и присоединиться к войскам Красной армии. Михаил Иванович дослужился до полковника, за отличие при взятии Севастополя удостоен звания Героя Советского Союза. 

А как же легенда, что на острове был некий секретный пограничный спецназ?

Сергей Дмитриев говорит, что «секретным спецназовцам» было 18—19 лет:

— Тут были простые парни, большинство — пограничники первого года службы 1921—1922 годов рождения. 

В 1991 году рядом с руинами капонира, где до войны размещались курсы шоферов, установлен памятник пограничникам автотранспортной роты и курсантам школы шоферов.

И поднимались в небо аэростаты 

Мы на Варшавском проезде, по которому 80 лет назад прошла первая штурмовая группа нацистов. 

—  За ними следовали штабы пехотного батальона и артдивизиона. Курсанты школы шоферов сумели мобилизоваться, предприняли контр­атаку и полностью уничтожили командование этих подразделений, — рассказывает наш экскурсовод-пограничник. 

Вдоль проезда — вековые осины, ясени, липы. Мы спугнули косулю. Из травы перед нами юркнул уж. Нетронутая природа. Поэтому вдоль маршрута установлены таблички с информацией о местной флоре и фауне. 

Сергей Дмитриев обращает внимание на одно из зданий за деревьями:

— Думали, что здесь располагались конюшни. Форма характерная. Но для чего тогда бетонная подушка сверху? Работники мемориального комплекса связались с Российским государственным архивом. Оказалось, что это склады для хранения серной кислоты. Дело в том, что в Российской империи Брестская крепость стояла у истоков развития авиации. Здесь накануне Первой мировой войны располагался авиаотряд, у которого на вооружении находились аэростаты. Чтобы наполнять их газом, необходима была серная кислота. 

Сохранилась казарма авиа­отряда 1901 года постройки. Накануне Великой Отечественной тут размещалась автотранспортная рота. Это одно из самых красивых и сохранившихся до наших дней зданий на Пограничном острове. 

Сергей Дмитриев показал надпись, сделанную химическим карандашом на кирпиче в 1905 году. Разборчиво читаются фамилия и дата. В целом эпиграфических отметок на стенах крепости более тысячи. Несколько лет назад брестский краевед Иван Чай­чиц издал о надписях книгу. 

ДОСЬЕ «НГ»

Защитники крепости — воины более чем 30 национальностей СССР — до конца выполнили свой долг перед Родиной. Звание Героя Советского Союза присвоено майору Петру Гаврилову и лейтенанту Андрею Кижеватову. Около 200 участников обороны награждены орденами и медалями. 8 мая 1965 года крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой».

ВОЛЯ К СОПРОТИВЛЕНИЮ

Самая зрительная локация музеефицированного острова Пограничный — место на берегу Западного Буга напротив Тереспольских ворот, где когда-то был мост. К нему вел Варшавский проезд, вымощенный плиткой-трилинкой. Кое-где она сохранилась.

В июле 1941-го командир 45-й немецкой пехотной дивизии генерал Шлиппер в «Донесении о занятии Брест-Литовска» сообщал: «Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению».

…22 июня 2021 года в 4 часа утра на водную гладь Западного Буга будут спущены венки, цветы и свечи — в память о защитниках Брестской крепости и великой страны. По традиции проводится ритуал со ступенек, ведущих к Западному Бугу от Тереспольских ворот, аккурат напротив острова Пограничный.

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter